Чем запомнился 2011 год?
Ожидания
В конце 2010 года многие из нас стали заложниками радужного представления о предстоящем росте продаж. В среднем участники рынка заложили в бюджет 10-15% роста.
Кто-то из производителей профиля вложился в склад готовой продукции и сырья, заморозив средства, и в итоге ухудшил финансовые показатели в первой половине года.
Кто-то вложил в производство окон и закупил/оплатил новое высокопроизводительное оборудование, которому не суждено было эффективно работать на фоне отсутствия сезонного всплеска продаж в 2011 году.
Плохо это или хорошо – вопрос риторический. В итоге капитализация игроков рынка выросла, но сам рынок – нет.
Атмосфера
Можно сказать, что 2011 год стал годом подведения первых итогов борьбы с кризисом 2009 года.
Царила атмосфера решительных перемен. Акционеры/руководители экструзионных компаний много положили сил на кадровые перестановки в менеджменте своих компаний. Напрашивается вывод, что итоги 2009-2010 годов потребовали вмешательства и пересмотра тактики и стратегии работы со стороны руководителей отрасли.
Продуктовая борьба
На рынке ПВХ-профилей происходило следующее: поняв, что год не оправдывает ожидания игроков, все принялись распродавать товарные запасы, зачастую жертвуя прибыльностью. В аттракционе «невиданной щедрости» всех «покорили» коллеги из REHAU и традиционные лидеры low-cost NOVOTEX и WINTECH. «Открытием года» в этой категории можно назвать украинский WDS.
Часть игроков пошла по пути увеличения доли профилей класса «В» в объеме своих продаж (profine: Gutwerk_58 мм, LG: 60N и 70H, Aluplast: Elegant, Montblanc: Quadro 70 и многие другие).
Интересны случаи старта производства профилей ближе к нижней границе класса B по толщине стенок. И даже появились системы класса С.
Не обошлось и без корректировок в рецептуре драйбленда: тема 20-ти частей мела нашла свое отражение на конференции CREON 2011: Итоги года.
Маркетинговая поддержка
Рекламный бюджет не живет в отрыве от результатов продаж, и мы видели, что традиционное присутствие тройки лидеров рынка на медиапросторах страны видоизменилось. При этом можно отметить, что росла PR-активность игроков и их присутствие в интернете, популярность которого у конечного потребителя при выборе окна прирастает просто стремительно.
Из заметных событий года можно назвать рекламную кампанию СТИС и REHAU. В отношении СТИС хотелось бы сказать отдельно: инвестиции этой компании в повышение имиджа окна и рост профессионального уровня бизнес-сообщества достойны особой похвалы. Хочется коллегам из СТИС пожелать идти этим путем и дальше!
Консолидация рынка
Создание Союза производителей пластиковых профилей (СППП) – факт взросления рынка и повышения профессионализма его игроков. Даже если на данный момент нет каких-то очевидных результатов работы Союза, то создание единой площадки профилистов уже серьезная предпосылка к управлению качеством рынка ПВХ-профилей в будущем.
Результаты продаж
По предварительной информации от упоминавшихся игроков «низкой цены», их продажи оцениваются двузначными цифрами роста. В среднем рынок, как уже упоминалось, не вырос вовсе.
Всем нам известно, как легко уронить цены и как тяжело их поднимать! Могу лишь пожелать реализовать коллегам их амбициозные планы, но рассчитываю на наше благоразумие и нежелание свести представление конечного потребителя об окне к тому, что называют «желтым тонкостенным» продуктом «за три копейки»!
Чего ждать в наступившем году
Набор этих факторов, очевидно, приведет к росту конкуренции и, как следствие, обнажит потенции игроков. Кто-то еще глубже уйдет в ценовой демпинг (по принципу «бежать, чтобы не упасть»), а кто-то в сервис и маркетинговые коммуникации в надежде привлечь «прогрессивных» покупателей окон, которых усилием части игроков становится все меньше, но они пока доминируют.
Китаев-Смык А. Л., МБА, стратегические проекты profine RUS