Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Инвестиции в рынок СПК. Чего ждать в 2013 году?

В 2013 году многие участники рынка светопрозрачных конструкций ожидают знаковых событий. Именно сейчас для отрасли наступил переломный момент, когда решается ее будущее. Или оконный бизнес окончательно пойдет по пути дешевых однообразных конструкций, или отраслью при поддержке государства будут созданы условия, благоприятные для инвестирования в рынок, исходя из долгосрочной перспективы.

Краткая характеристика текущего состояния отрасли. Основные тренды

Мне посчастливилось увидеть практически все стадии, которые наша отрасль прошла за тринадцать лет моей работы на этом рынке. В начале нулевых происходило становление отрасли СПК и формирование ее основных игроков. Чуть позже рынок позволил встать на ноги компаниям второго и третьего эшелона. В 2008-2009 годах мы были свидетелями кризиса перепроизводства, усиленного экономическим кризисом. Последние два года – «передышка». Рост отрасли замедлился, но при этом спрос на ПВХ-окна стабилен или в значительной степени отложен из-за неблагоприятного информационного фона (влияет на частников) и сложностей в строительном сегменте (влияет на тендеры). Спустя несколько лет после событий 2009 года на рынке ПВХ-профилей прослеживается несколько глобальных трендов.
Во-первых, наблюдается фокусирование ведущих игроков рынка на ценовых рыночных нишах, которым они исторически принадлежат (здесь и далее названия намеренно приводить не стану). Несмотря на появление бюджетных ПВХ-систем у мэйджоров рынка, надо признать, что доля таких систем у европейских компаний невелика, а основная конструкторская мысль работает в сторону создания широких энергоэффективных систем. Другая история с дискаунтерами рынка: эти компании выдают на-гора ПВХ-системы все с меньшим весом, и уже активно предлагают рынку класс С. В итоге каждый сконцентрирован на своем ценовом сегменте, хотя и «закидывает удочки» на территорию другого сегмента. На Buildex-2013, уверен, мы увидим несколько подобных диаметрально противоположных примеров.
Во-вторых, медленно, но верно происходит консолидация рынка производителей ПВХ-профилей. Ряд экструзионных компаний стабильно теряет долю рынка и активно ищет покупателя, чтобы избавиться от своего бизнеса. В то же время есть компании, которые пока не осмыслили всю тщетность усилий по сохранению своего дышащего на ладан производства. Ведущие же игроки, наоборот, с каждым годом наращивают производства или используют те мощности, которые высвободились в кризисный 2009 год, планируя расширение.
В-третьих, отрасль по-прежнему отдана сама себе. Государство (спасибо ему), отказавшись патронировать отрасль СПК на ее «рассвете», не предпринимает попыток помочь в регулировании дисбаланса, который уже начал прослеживаться.

Насущные вызовы отрасли

Как ребенок набивает шишки, когда начинает ходить, так и отрасль СПК, отлично стартовав в нулевые, теперь сталкивается с рядом проблем, решать которые в нынешнем положении рынок СПК не в состоянии.
Из глобальных вызовов мне видится следующий: «Отрасль, своей продукцией ты призвана экономить тепло для страны, 90 процентов которой вынуждено покупать его для сохранения жизни. Тогда почему ты, Отрасль, так мало делаешь для эффективного выполнения своей миссии?» Действительно, доля узких 58-миллиметровых систем на рынке доминирует. Мотивов изменить соотношение в пользу хотя бы 70-миллиметровых систем практически нет. А говорить о серьезной востребованности популярных в Европе 80-миллиметровых систем пока не приходится.
Не менее важным вызовом является «непрозрачность» коммуникации с покупателями окон. Зачастую конечный потребитель сталкивается с тем, что стоимость остекления его квартиры может значительно разниться в зависимости от компании-продавца окошек. В стремлении продать окно многие производители делают упор в коммуникации на цену, скрывая слабые характеристики продукции. Если покупателю необходимо лишь закрыть проем, то это приемлемо, но когда готовый заплатить за окно «высокого разбора» покупатель попадает в такую ситуацию, он резонно вопрошает: «Зачем я буду переплачивать, если все окна одинаковые». А они НЕ ОДИНАКОВЫЕ!
В итоге потенциальные покупатели начинают думать, что окно это такой унифицированный продукт, который не несет в себе никакой инженерной мысли, а посему должен продаваться по биржевым (низким) ценам. Культура потребления нашей продукции у конечных потребителей обезображивается «таким» восприятием окна.
В добавление к вышесказанному есть лишь только на первый взгляд незначительные моменты. Речь идет о микроклимате и безопасности. Мне кажется, рынок не в достаточной мере уделяет внимание проблеме комплекса мер по созданию микроклимата в жилых помещениях, остекленных современными окнами. Существующая практика устройства систем вентиляции в многоквартирных домах требует обеспечивать граждан подходящими решениями проветривания помещений. Нельзя не напомнить и о важности укомплектованности окон и проемов системами, исключающими выпадение детей. В этой связи будет отрадно заметить, что интересные решения на рынке уже существуют. Остается лишь активнее информировать потребителей об этом.

Возможные ответы на вызовы рынка

В складывающейся негативной ситуации с отраслью СПК, касающейся невыполнения пластиковым окном миссии хранения тепла и создания уюта в доме, одним из наиболее очевидных сценариев спасения вижу создание саморегулируемой организации. Наличие четких критериев качества окна, стандартов, которые будут требовательнее нынешних, система оценки соответствия и контроля, честное информирование потребителей о свойствах окна – все эти слагаемые успеха отрасли потенциально заложены в СРО.
В настоящее время некоммерческие организации нашей отрасли работают в направлении самоорганизации рынка. Как первый шаг на пути создания СРО – уже сейчас широко обсуждается реализация комплекса мер под рабочим названием «Качественное/честное окно». Эта программа содержит в себе несколько направлений работы. Это создание обновленных стандартов отрасли, в фокусе которых не способ производства окон, а параметры, которым оно должно соответствовать. И эти параметры очевидно должны пересматриваться на регулярной основе в сторону повышения энергоэффективности окон и других изделий из ПВХ. Серьезно назрела необходимость открытия сети лабораторий по испытаниям профилей, фурнитуры, стеклопакетов и готовых изделий, результатам которых будут доверять все игроки рынка.
В качестве первого шага по созданию отраслевого СРО должно быть создание полноценной системы добровольной оценки соответствия (СДОС) комплектующих и готовых изделий заявленным характеристикам. Работа в этом направлении уже начата, и по итогам 2013 года будет ясно, насколько этот процесс затяжной. К слову, в европейской практике одним из игроков удачно развернутой СДОС является Институт Розенхайма, изучение опыта которого может значительно продвинуть начинания представителей отечественной отрасли СПК.

Прогнозы на 2013 год и на долгосрочную перспективу

Будучи оптимистом по натуре, я верю как в самоорганизацию отрасли, так и в реализуемость государственной доктрины по энергоэффективности. Правда, немногие участники рынка, учредители и хозяева уважаемых фирм, понимают важность момента, находясь под давлением рутины. Надеюсь, что обмен мнениями на эту и другие темы во время выставки Билдекс и других межотраслевых мероприятий позволит взглянуть всем на вызовы отрасли со стратегической позиции.
В отношении помощи отрасли СПК со стороны государства, очевидно, что без скоординированной позиции самой отрасли не обойтись. Рынку предстоит сформировать работоспособные институты управления отраслью, то есть самоорганизоваться. После этого эффективность взаимоотношений с государством значительно повысится. Например, «лампочникам» или строителям это же удалось. И у нас получится!
Общаясь с представителями крупных игроков рынка, мне часто приходится слышать от них о сомнениях в необходимости дальнейшего инвестирования в их основные бизнесы. Из их слов следует, что рынок перестал выглядеть привлекательным с точки зрения стратегического инвестора.
Если говорить о долгосрочной перспективе, то есть стойкое ощущение, что яркие представители «племени» экструзионщиков в скором времени заинтересуют портфельных инвесторов. Если быть точным, это произойдет, когда инициативы государства в сфере энергоэффективности начнут финансироваться из бюджета страны. В отдаленном будущем логическим этапом развития нефтяных гигантов будет приобретение экструзионщиков федерального значения для построения вертикально-интегрированных цепочек.

Александр Китаев-Смык, эксперт отрасли СПК
Ошибка при вводе логина или пароля!