Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Время работать с Турцией

Как в России, так и в Турции экономика тесно связана с политикой. Резкое ухудшение отношений между двумя странами из-за инцидента с российским самолетом нанесло сокрушительный удар и по торговым связям между Россией и Турцией. Однако за последние несколько месяцев российско-турецкие отношения – как в политической сфере, так и в сфере экономики – начали быстро восстанавливаться. И именно сейчас наиболее подходящее время для начала работы или для возобновления торговых связей с турецкими компаниями. Попробуем вкратце рассказать почему.

Экономика Турции уже долгие годы ориентирована на экспорт, и турецкие власти делают все возможное для поддержки экспортеров.

Существует целый ряд государственных программ:

  • компенсация 50% расходов турецких компаний, участвующих в выставках за рубежом (но не более 15 000 долларов США, включая расходы на аренду необорудованной выставочной площади, строительство стенда и командировочные расходы двух представителей компании; в отдельных случаях сумма компенсации может быть увеличена до 50 000 долларов США)
  • частичное возмещение расходов компаний, открывающих офисы, склады и шоу-румы за рубежом (60% расходов, но не более 120 000 долларов США на аренду магазина и не более 100 000 долларов США на аренду офиса, шоу-рума или склада в год)
  • частичная компенсация расходов компаний на рекламу своей продукции за рубежом (60% расходов, но не более 250 000 долларов США в год)
  • субсидирование получения сертификатов, разрешений и других подобных документов, необходимых для продажи товаров на зарубежных рынках (50% от расходов, но не более 25 000 долларов США)
  • частичная компенсация на регистрацию торговой марки (50%, но не более 50 000 долларов США)

Еще один важный момент – существенное снижение курса турецкой лиры к доллару США за последний год. В декабре 2015 года среднемесячный курс составлял 2,92 лиры за один доллар; в августе 2016 года, несмотря на попытку государственного переворота в середине июля, курс вырос незначительно – до 2,96 лиры, но к середине декабря поднялся до 3,50 лиры за доллар. Политика ФРС США по повышению ключевой ставки будет оказывать давление на турецкую лиру и в дальнейшем. Аналитики швейцарского инвестиционного банка «Кредит Свис» считают турецкую лиру наименее привлекательной валютой с точки зрения инвестиций в 2017 году среди валют развивающихся стран.
Таким образом, себестоимость продукции в Турции снизилась и, вероятнее всего, будет снижаться и в дальнейшем, что позволит турецким компаниям уменьшать цены в валюте на свои изделия. Очевидно, что снижение себестоимости продукции не будет точно соответствовать уровню снижения курса турецкой лиры. Турция является крупным импортером не только энергоресурсов, но и узлов и деталей станков, технологий и т. д. Тем не менее, снижение курса должно положительно отразиться на себестоимости продукции.
Обратимся теперь к некоторым макроэкономическим показателям.
Международный валютный фонд в октябре 2016 года снизил ожидаемые темпы экономического развития страны в 2016 году с 3,8% до 3,3%. В 2017 году темпы роста ожидаются на уровне 3%. По оценкам МВФ, в 2016 году инфляция составила 8,4%, в 2017 году она ожидается на уровне 8,2%.
В 2015 году общий объем экспорта Турции составил 143 миллиарда долларов. По 2016 году пока нет точных данных, но ожидается, что цифра будет близка к показателю 2015 года. Согласно среднесрочной программе развития, утвержденной правительством страны, в 2017 году экспорт вырастет на 7,1% и составит приблизительно 153 миллиарда долларов. Безусловно, это цифра еще очень далека от 500 миллиардов долларов – такую цель поставил турецким экспортерам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган к 2023 году, когда будет отмечаться 100-летие со дня основания Турецкой Республики. Но совершенно очевидно, что государство будет максимально помогать своим экспортно ориентированным предприятиям. Среди планируемых мер поддержки на 2017 год – выплата из государственного бюджета премии тем компаниям, объем экспорта которых в 2017 году превысит показатели 2016 года. Еще одна мера для стимулирования экспорта – увеличение капитала турецкого «Эксимбанка», кредитующего работающие на экспорт компании.
В заключение осмелимся дать совет российским компаниям, работающим или планирующим работать с турецкими фирмами, – смело обсуждайте со своими турецкими партнерами разделение расходов на продвижение продукции на нашем рынке. К сожалению, многие турецкие компании, хотя и знают о государственных мерах поддержки экспорта, не всегда хотят собирать и представлять необходимые документы турецким государственным органам. Они опасаются бюрократии, хотя на самом деле в Турции это совсем не сложно, ведь государство крайне заинтересовано в увеличении объема экспорта.

М. В. Порхомовский, доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова
Ошибка при вводе логина или пароля!