Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


VEKA: 50 лет против течения

В 2019 году VEKA отмечает двойной юбилей: 50 лет в мире и 20 лет в России. Юбилейная дата – это не столько время подведения итогов, сколько хороший повод оценить сделанное, чтобы лучше понять, как идти дальше и двигаться вперед. Но в юбилейный год не обойтись и без воспоминаний. Тем более, что вспомнить есть что – история успеха VEKA стала хрестоматийной, ее необычность, ее нахождения вне всяких шаблонов и стандартов заставляют вновь и вновь возвращаться к ней.
 

В начале

Название VEKA берет свое начало от фамилий двух немецких предпринимателей. Ewald VEnhues и Bernhard KAup владели компанией VEKAPLAST, производившей полотна для рольставен, первые слоги их фамилий и образовали сочетание, которое знает сегодня весь мир – VEKA. Один из собственников, Bernhard Kaup, стал жертвой автомобильной катастрофы, и Venhues решил продать компанию. Покупателем стал никому тогда неизвестный служащий Heinrich Laumann. Выходец из простой крестьянской семьи, он с малых лет привык много и тяжело работать, и решил попробовать себя в качестве полноценного хозяина бизнеса. Рассказы о сыне бедняка, который становится миллионером, можно встретить в основном в сказках и сериалах, но эта история стала реальностью.
К моменту продажи VEKAPLAST была небольшой компанией, где работали 8 сотрудников, годовой оборот которой не превышал 900 000 немецких марок. Лауманн взял небольшой кредит, закупил сырье, обновил часть оборудования и приступил к работе. Через несколько месяцев было принято решение о частичной переориентации бизнеса: вместе с рольставнями новый собственник решил начать производство оконных профилей, той продукции, которая сделала VEKA знаменитой. Сейчас, когда VEKA является одним из бесспорных лидеров глобального рынка профильной экструзии, это представляется самоочевидным, но в 1969 году ситуация выглядела иначе. Рынок оконных профилей в Европе был вполне зрелым и устоявшимся, и многие сочли проект нового владельца VEKA авантюрой, обоснованно сомневаясь, что он сможет потеснить заслуженных профильных грандов и отвоевать у них место под солнцем.
А дальше события развивались стремительно. Уже через несколько лет компания расширила свое производство, а в транспортных документах помимо немецких адресов стали появляться новые – Швейцария, Испания, Италия, Франция. С началом 80-х годов VEKA делает шаг в Новый свет; в 1981 году Лауманн лично представляет продукцию своей компании в США, на выставке в Лас-Вегасе. В 1983 году открывается первая производственная дочерняя компания в Испании, а затем открытие новых заводов VEKA, от Великобритании до Бразилии, становится почти рутинным делом. Новые возможности открывает для VEKA рухнувший на рубеже 80-х железный занавес, и вот предприятия VEKA уже работают в Китае и Польше. Активно развиваясь, открывая для себя новые рынки, поглощая конкурентов и вкладываясь в инновации, VEKA сумела стать не просто одной из множества компаний – она смогла стать одним из лидеров на мировом рынке экструзии, эталоном качества, образцом доверия и надежности.

В Россию – с успехом

А что же Россия? Разумеется, российский строительный рынок был для всех профильных игроков очень привлекательным, хотя бы в силу очень перспективного объема в сегменте первичной замены – ведь большинство окон «родом из СССР» были непрактичными, неудобными и весьма далекими от европейских представлений о качестве. Но начинать бизнес на неспокойном постсоветском пространстве решались далеко не все. В середине 90-х VEKA начинает прямые поставки профиля в адрес российских партнеров. Растущий спрос ставит на повестку дня необходимость открытия полноценного представительства с хорошей складской программой, или даже производства. В 1998 году начинается строительство завода, которое не смог остановить даже разразившийся в августе финансовый кризис, отбросивший Россию в инвестиционных рейтингах далеко назад. Стоит ли говорить, что к российскому проекту VEKA многие коллеги по отрасли отнеслись с изрядной долей скепсиса – точно так же, как они не верили в успех VEKA в Германии в конце 60-х. Но дело шло, и 8 октября 1999 года исполняющий обязанности Министра экономики России Андрей Шаповальянц, основатель VEKA Heinrich Laumann и молодой директор нового завода Josef Beckhoff перерезают красную ленточку, открывая первое экструзионное предприятие, построенное в России западной компанией.

Проходит меньше двух лет, когда становится ясно, что одного завода в России для VEKA будет недостаточно. Вопреки расхожим убеждениям начала нулевых, что «в России можно делать бизнес только в Москве», VEKA решается на открытие второго завода, на этот раз в Сибири, в очередной раз совершенно не обращая внимания на скептиков. Ровно пять лет прошло с момента открытия первого предприятия, и вот 8 октября новосибирский завод VEKA отгружает в адрес партнеров первую продукцию. Затем открывается филиал на Дальнем Востоке, за ним следуют Казахстан и Азербайджан, и везде VEKA добивается впечатляющего успеха.
Много, очень много произошло в России за эти 20 лет. Оба предприятия, в Москве и в Новосибирске, сегодня имеют собственные автоматические комплексы подготовки сырья, прекрасные лаборатории, линии ламинации и многократно выросшие ассортиментные возможности. Оба предприятия выдержали проверку на прочность взрывным ростом спроса в начале нулевых, его резким падением в 2009 году и затяжной, начавшейся в 2013 году рецессией, которая только сейчас начинает осторожно обнаруживать первые признаки своего завершения. По какой бы траектории ни шло развитие российской экономики – у VEKA сегодня есть все возможности, все инструменты, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих партнеров, в каком бы регионе и в каком бы ценовом сегменте они не работали.

От первого лица: причины успеха VEKA

За свою жизнь Генрих Лауманн дал десятки, если не сотни интервью самым разным изданиям. И в каждом интервью обязательно звучал один и тот же вопрос: что позволило VEKA стать тем, кем она стала? Вопреки трудностям, невзирая на скептиков, не обращая внимания на объективные и субъективные сложности, коих было немало? Предприниматель никогда не давал одинаковых, шаблонных ответов, но три тезиса повторялись в его оценках успеха VEKA фактически всегда.
1. Залог успеха – долгосрочные инвестиции. «Большую часть заработанных денег мы инвестировали в развитие VEKA – вспоминал он. – Новые системы, новые технологии, новые рынки, постоянная работа по обеспечению единого качества на всех предприятиях – все это требовало вложений. Один из самых больших рисков бизнеса – это попасть в очарование первой крупной прибыли и отнестись к этому легкомысленно».
2. Скорость принятия решений. Все, кто имеет дело с VEKA, отмечают этот удивительный баланс между властью норматива с одной стороны и неформальным, практическим подходом с другой. «Мы старались все делать быстрее, чем конкуренты, – вспоминал Лауманн в одной из бесед. – Причем именно все. Предлагать новые системы, внедрять новые технологии, но главное – реагировать на запросы наших партнеров, чего бы эти запросы не касались. Для нас важно оставаться семейным предприятием, чтобы сохранить возможность решить вопрос максимально быстро».
3. Сотрудники – единомышленники-партнеры. «Все наши планы и проекты мы смогли реализовать только потому, что рядом со мной всегда мои коллеги – те, кто верил и верит в успех нашего общего дела. Люди – это главное, что приводит в движение машину бизнеса и наполняет его энергией».

Наверное, к этим трем тезисам можно добавить еще много разных слов. Но главное не просто сказано. Главное – сделано. Год своего двойного юбилея VEKA встречает, будучи полной планов и амбиций. Сделано много, но предстоит сделать еще больше.

Ошибка при вводе логина или пароля!