Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Система стандартизации СПК и «регуляторная гильотина»

В выпуске №59 (апрель 2019 года), в статье «Строители закрывают белые пятна» был начат разговор о разработке стандартов, регламентирующих производство работ по устройству светопрозрачных ограждающих конструкций на строительной площадке. Был представлен один из новых стандартов, разработанных в ТК 400, – межгосударственный стандарт ГОСТ 34378-2018 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Окна и двери. Производство монтажных работ, контроль и требования к результатам работ». Сегодня мы представляем материал о системе стандартизации в области СПК и грядущих изменениях системы в свете реализаций поручений Президента Российской Федерации.

С 1 января 2021 года на территории РФ должны прекратить свое действие все нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы.

Какое понятие вкладывается в термин «техническое регулирование»?

Важнейшим инструментом регулирования рынка является механизм технического регулирования. Основные положения, связанные с безопасностью продукции на всех стадиях жизненного цикла, регулируются государством на законодательном уровне.
Система технического регулирования имеет триединую структуру: установление норм (обязательных и добровольного применения), оценка соответствия продукции и ее допуск на рынок, контроль за соблюдением норм и обращением продукции на рынке.

В соответствии с Федеральным законом «О стандартизации» №162-ФЗ к документам по стандартизации относятся:

1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Основным хранилищем документов по стандартизации является Федеральный информационный фонд. Фонд ведется с 30-х годов ХХ века, насчитывает более 80 тысяч единиц документов. Основу фонда составляют стандарты.
Говоря о системе стандартизации светопрозрачных ограждающих конструкций (СПК), необходимо, прежде всего, выделить виды СПК, объекты и аспекты стандартизации.

Выделим виды СПК по их функциональному назначению и конструктивному исполнению:

  • конструкции, монтируемые в проемы: окна, витражи, ленточное остекление, двери
  • навесные фасадные конструкции: классификация по конструктивной схеме и технологии возведения
  • светопрозрачные кровли, купола, зенитные фонари
  • специальные конструкции: противопожарные, легкосбрасываемые, безопасные
  • внутреннего назначения: перегородки, стеклянные полы, внутренние стеклянные лестницы
  • специальные конструкции: наружные конструкции зимних садов и оранжерей, переходы и галереи, несущие элементы
  • декоративные конструкции

Объекты системы стандартизации СПК

Объект стандартизации – продукция (работы, услуги) (далее – продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания), измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
При выделении объектов стандартизации руководствуются кодами ОКВЭД 2 и ОКПД 2.
ОКВЭД 2 построен на основе гармонизации с официальной версией статистической классификации видов экономической деятельности в ЕЭС (редакция 2) путем сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти- и шестизначными кодами.

Для оконных и дверных конструкций выделены следующие классы объектов стандартизации по ОКПД 2:

16: 16.23.11 – окна, двери балконные и их коробки, двери и их коробки деревянные;
20, 23, 24 – коды продукции для ОБ и окон;
20.30.11 – окна, двери балконные и их коробки, и пороги деревянные;
22.23.14 – блоки оконные и дверные... и их части пластмассовые;
23.12.13.121 – стеклопакеты;
25: 25.12 – окна и двери из металлов;
25.11 – конструкции и детали конструкций.

Аспект стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.

Аспектами стандартизации конкретной продукции являются:

  • Термины и определения, условные обозначения и сокращения, показатели качества
  • Общие технические требования на группы продукции. Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения)
  • Требования к основным показателям качества продукции (полезности), требования к исходным материалам
  • Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении
  • Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении)
  • Требования к комплектности продукции
  • Требования к правилам и средствам приемки продукции. Методы контроля и испытаний. Входной контроль
  • Стандарты организации, ТУ на конкретные виды или типы продукции
  • Требования к маркировке продукции
  • Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре
  • Требования к методам и средствам хранения и транспортировки
  • Технологические правила
  • Эксплуатация, утилизация

В соответствии с указанными объектами и аспектами стандартизации для СПК можно сформировать классическую трехмерную модель – сферу нормирования, в которой осями координат служат объекты стандартизации, аспекты стандартизации и используемые технологии (см. рисунок).

Реально существующую систему стандартов для оконных блоков можно представить структурной схемой:

Отдельным направлением технического регулирования в области СПК является оценка соответствия конструкций и изделий: верификация, сертификация, декларирование.
В рамках послания президента Федеральному собранию, правительству Российской Федерации поручено провести реформу контрольно-надзорной деятельности (КНД) в стране (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента РФ (№Пр-294 от 26 февраля 2019 г.).

3. Правительству Российской Федерации:
б) при участии ведущих деловых объединений предпринимателей обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

В рамках работ по реализации послания президента РФ Федеральному собранию от 20 февраля 2019 г. правительством в мае 2019 г. выпущено постановление, в котором утвержден план мероприятий, получивший название «регуляторная гильотина».
«Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

Что такое «регуляторная гильотина»

Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов.
«Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу».
Цель «регуляторной гильотины» не убить контроль и надзор, а создать новую систему.

Зачем нужна «регуляторная гильотина»?

Сегодня насчитывается более 9 000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, при этом часть из них – избыточные и неэффективные, а также устаревшие как морально, так и технологически. Механизм «регуляторной гильотины» позволит провести их тотальный пересмотр.
«Наряду с оценкой регулирующего и фактического воздействия, а также проводимой работой в рамках «Трансформации делового климата», данный механизм призван сократить общую регуляторную нагрузку на бизнес и отменить неэффективные, устаревшие и избыточные обязательные требования», – отметил министр экономического развития России Максим Орешкин.
Нормативные акты подлежат пересмотру с широким участием всех заинтересованных сторон: экспертов, контролеров и регуляторов, а также предпринимательского сообщества, которое выступит одним из фильтров на пути неэффективных и избыточных требований.
М. Орешкин: «Не всегда законодательные требования, предъявляемые бизнесу, направлены на обеспечение безопасности; данный механизм позволит критично пересмотреть НПА, отсеять лишнюю нагрузку и оставить только те требования, которые действительно обеспечивают безопасность. При этом важно, что мы вводим принципиально новый подход: если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный, строительный и т. д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть перед собой все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие – рекомендательный».
Такой порядок упростит ведение бизнеса, позволит предпринимателю сфокусироваться непосредственно на своей деятельности, и приведет к созданию благоприятного инвестклимата.
Не пересмотренные требования будут признаны утратившими силу, а затем – отменены. При этом риски того, что все старые требования окажутся не измененными, будут исключены. Пересмотр планируется осуществлять в плановом порядке. На первом этапе все регуляторы в установленный срок составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра.
Таким образом, должен получиться исчерпывающий перечень обновленных требований в доступном и понятном виде, систематизированный и удобный для применения как контролерами, так и хозяйствующими субъектами.

Основные этапы реформы

В рамках «дорожной карты» федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны подготовить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля/надзора. Также должны быть подготовлены проекты федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

Основа реформы

Основой реформы должны стать два закона: «О госконтроле» (процессуальный – как проверять) и «Об обязательных требованиях» (материальный – что проверять), которые разработаны и сейчас проходят процедуру обсуждения в Госдуме.
В рамках исполнения пункта 2 «дорожной карты» Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта ФЗ «Об обязательных требования в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы.
Как отметил глава правительства, работа по отмене актов должна проводиться очень тщательно, а взамен уходящим документам должно появиться новое регулирование. «Нужно все равно эту работу провести максимально тщательно, так, чтобы потом через какое-то время, через полгода, через год или позже не вылез какой-нибудь документ, который будет действовать и который окажется формально не отмененным».
Премьер-министр РФ уточнил, что аналогичный блок ведомственных актов советского периода пока остается в работе. «Времени на эту реформу контрольной деятельности остается всего лишь год, она должна быть завершена до 1 января 2021 года. Понятно, что такие вещи нельзя делать механически, я об этом неоднократно говорил. Более того, мы не просто отменяем старые требования, мы параллельно создаем современное регулирование; естественно, оно не должно быть совпадающим с тем, что отменяется, это должно быть именно современное регулирование», – подчеркнул глава правительства.
«До 1 января 2021 года мы должны завершить в любом случае гильотину в контексте актов федерального уровня… мы призываем сделать это в первом квартале этого года, потому что три квартала после – это на новые требования. Дальше – это тема субъектов. Здесь стоит срок – до 1 января 2022 года… муниципальные – определить и отменить до 2023 года», – сказал замминистра экономического развития, руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев.
При этом он отметил, что предполагаемое количество региональных и муниципальных актов, подлежащих отмене, намного меньше федеральных. Все требования будут вносить в публичный реестр и пересматривать на предмет обоснованности не реже, чем один раз в пять лет.

Ход реформы

5 июля 2019 года в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства прошел семинар по проекту нового закона о КНД и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что работа над «гильотиной», оформленной дорожной картой №4714п-П36 от 29 мая 2019 года, фактически началась с 28 июня, когда был утвержден список из 45 рабочих групп по ее применению.
В целях реализации реформы подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы рабочих групп по реализации механизма «регуляторная гильотина». Деятельность рабочих групп направлена на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.
Рабочие группы были сформированы при участии Аналитического центра при Правительстве, Аналитического центра «Форум», ведущих деловых объединений (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», ТПП), Ассоциации европейского бизнеса, уполномоченного по защите прав предпринимателей. В составы рабочих групп вошли представители ФОИВ, экспертного, академического и научного сообществ, деловых объединений, институтов развития, общественных организаций предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей и иные представители. Также среди участников групп – представители компаний из различных отраслей.
Члены рабочих групп в рамках своей деятельности принимают участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений. Деятельность участников рабочих групп направлена как на оценку входящих положений от госорганов, так и на подготовку собственных предложений, касающихся всех механизмов контроля, начиная от новой структуры регулирования и заканчивая конкретными обязательными требованиями. Результатом работы групп, которая будет вестись до конца 2020 года, должно стать создание нового контрольно-надзорного регулирования.

Алгоритм работы всех групп:

  • на первом этапе определить список объектов, которые должны вообще исключаться из списка поднадзорных (издержки КНД в этом случае могут быть выше потенциального предотвращенного урона)
  • на втором – риски, которые будут контролироваться новой системой регулирования
  • на третьем – сформулировать способ управления ими

Исходя из этого, выявляется критерий отсечения ненужных правовых актов, регламентирующих КНД в старой модели: неотобранные и непересмотренные акты, «включая объемные или даже недавно принятые», потеряют силу 1 января 2021 года.
Во всех рабочих группах есть головные ведомства (например, МЧС в группе «Пожарная безопасность»), а также участвующие в обсуждении, «сочувствующие» госорганы (Минприроды, Рослесхоз и Ростехнадзор). В рамках заявленной тематики требования будут рассматриваться комплексно: анализу должны подвергаться обязательные требования всех ведомств, вошедших в группу, чтобы исключить дублирование. Часть видов госрегулирования (например, все финансовое и банковское) исходно не рассматривалась как предмет «гильотинирования» или даже как предмет обычной реформы КНД, а значительная часть попавших в проект ведомств пыталась избежать участия в нем. Число рабочих групп может увеличиться в ходе работы.

Ключевые законопроекты

В рамках исполнения поручений и плана мероприятий
  • 29 ноября 2019 г. состоялось заседание правительства по вопросам проведения изменений в области технического регулирования и реализации механизма «регуляторной гильотины». В заседании принял участие и выступил с докладом А. И. Херсонцев. В ходе заседания был принят проект ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
  • 30 ноября 2019 г. подписано распоряжение правительства о внесении в Государственную думу проекта ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и назначении официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении проекта закона палатами Федерального собрания РФ А. И. Херсонцева
  • 02 декабря 2019 г. проект закона внесен в Госдуму. Проект закона вывешен на портале Правительства РФ

В Государственную думу внесены проекты:

  • Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который предусматривает закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможности применения альтернативных инструментов регулирования; статус участников контрольно-надзорного производства; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора
  • Федерального закона об обязательных требованиях, который должен однозначно определить само понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, определить сферы общественных отношений, в рамках которых должны группироваться обязательные требования и соответствующие им виды госконтроля (надзора) и муниципального контроля

Законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, определяет перечень оснований для открытия контрольно-надзорного производства и определяет критерии эффективности контрольно-надзорной деятельности. Законопроектом предлагается ввести новые виды контроля: контрольную закупку, выездные обследования, рейд, но главными будут профилактические меры, например, рекомендации. Ключевым показателем эффективности проверок будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторы будут нести дисциплинарную ответственность.
В законопроекте предусматривается 35 видов госконтроля, которые не подпадают под реформу контрольно-надзорной деятельности. Среди них – основные функции Центробанка России, ФАС России и ее территориальных органов, а также налоговый, таможенный и валютный контроль.
05 февраля 2020 г. одобрены два правительственных законопроекта по «регуляторной гильотине».

Постановление Правительства РФ от 13 января 2020 года №7

Подписанным постановлением с 1 февраля 2020 года признаются утратившими силу принятые в период с 1917 года по 2002 год 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус «действующие», но не применяющихся на практике.
Принятое решение позволит упорядочить и систематизировать законодательство, обеспечить единообразную правоприменительную практику.

Постановление от 3 февраля 2020 года №80

Подписанным постановлением признаются утратившими силу принятые в период с 1923 года по 1991 год 3621 акт СССР и их отдельные положения, содержащие устаревшее регулирование или имеющие статус «действующие», но не применяющиеся на практике. Принятое решение позволит упорядочить и систематизировать законодательство, обеспечить единообразную правоприменительную практику.
Перечень подготовлен с учетом замечаний и предложений, поступивших от экспертного сообщества, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Генеральной прокуратуры, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ведущих вузов и организаций.
Подготовлен еще один документ. По нему со следующего года перестанут действовать 11 постановлений правительства и почти 70 ведомственных актов российского периода. Среди них – требования проведения негосударственной экспертизы проектной документации и правила проведения сертификации с 1993 по 2003 гг., которые были приняты еще для закона 1993 г.
К тому времени, когда все отмененные этим постановлением акты перестанут действовать, нужно разработать и согласовать новое нормативное регулирование. Замминистра экономического развития, руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев заявил, что на это остается около полугода, проект обновленных правил уже подготовлен, в 2019 г. отраслевая рабочая группа его одобрила, обновятся критерии аккредитации и требования к отчетности аккредитованных лиц, появятся единые правила формирования реестра сертификатов соответствия и др. Регулирование, которое заработает с нового года, важнее отмененного.
– Бизнес больше волнует, что останется, а не то, что отменят, – подчеркнули в «Опоре России». Особенно проблемные – нормы последнего десятилетия.

В работе над созданием нового механизма регулирования утвержден следующий подход:

  • Проанализировать текущее регулирование. Как сейчас? Нормативно закрепленные ценности, риски и текущие методы минимизации (разрешения, аккредитация, лицензирование, контроль регламентов, СанПиН и т. д.)
  • Сформулировать ключевые ценности для каждой сферы регулирования. Что защищать? Жизнь, здоровье граждан, права и свободы граждан, свободу конкуренции, экономическую стабильность и т. д.
  • Определить ключевые риски, воздействующие на ценности в сфере регулирования. От чего защищать? Производственный травматизм, заболевания, несоответствие параметрам безопасности, аварии и инциденты, негативное воздействие на окружающую среду и др.
  • Определить источники возникновения рисков – объекты регулирования. Какие объекты регулировать? Деятельность, продукция, транспортное средство, здание, инфраструктура, услуга, технологический процесс и т. д.
  • Оценить допустимый уровень риска. Можно ли достичь нулевого уровня риска? Полное устранение риска, снижение риска, отсутствие необходимости на него реагировать
  • Определить стратегию реагирования. Требует ли риск регулирования? Уровень, который считается нормальным (приемлемый, не требующий дальнейшей минимизации)
  • Для каждого вида риска и его источника определить необходимость и способ реагирования на риск. Адекватно ли регулирование? Нужно ли воздействовать на риск государственными мерами, можно ли обойтись негосударственными мерами или на риск можно вообще не воздействовать в силу его незначительности?
  • В разрезе видов объектов сформулировать укрупненные группы обязательных требований. Новые требования отвечают принципам? Сформулировать цель введения требований, от каких рисков они защищают, как контролировать их соблюдение, насколько они понятны и исчерпывающи, какая ответственность целесообразна за нарушение
  • Сформулировать целевую структуру нормативного регулирования в соответствующей сфере и представить российскому правительству
  • На основе утвержденной структуры нормативного регулирования подготовить отраслевые НПА с новыми обязательными требованиями
  • После утверждения нового процессуального закона об осуществлении КНД применять положения данного закона при проведении проверочных мероприятий

Итог: внедрение новой системы регулирования с обновленными обязательными требованиями по отраслям и общим межотраслевым процессуальным порядком осуществления КНД.

Оценка соответствия продукции и план мероприятий

В рамках исполнения поручений и плана мероприятий

  • Решение Минэкономразвития и Федеральной службы по аккредитации (далее ФСА) о создании общественного совета при ФСА и рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия строительных материалов, изделий и конструкций (далее ОС и РГ) – май 2019 г., руководителем ОС избран Саламатов В. Ю.
  • 27 ноября 2019 г. состоялось закрытое организационное заседание РГ. Вели заседание Херсонцев А. И. и Саламатов В. Ю.

На заседании был утвержден состав РГ, руководителем РГ избрана Фадеева Е. Н. (ассоциация НИИ ПСМ), ответственным секретарем Борисов Р. Н., утвержден за основу план работы на 2019-2020 гг.
В заседании приняли участие представители 16 отраслевых ассоциаций в области производства строительных материалов, изделий и конструкций. От ассоциации «НОКС» принял участие автор статьи Е. Черненко, от ассоциации ССП – С. Секин. В ходе заседания были подробно рассмотрены вопросы, связанные с изменениями в области технического регулирования (нормирования, оценки соответствия и допуска продукции на рынок, контроль за рынком), сделано сообщение о проекте новых законов.
Алексей Херсонцев прокомментировал наиболее важные вопросы в области аккредитации и технического регулирования, включенные в повестку, отметив, что для испытательных лабораторий и органов по сертификации, работающих в обязательной сфере, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. №1236 предусмотрены новые порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС и об их исключении из него. Аккредитованные лица, включенные в национальную часть до 31 декабря 2019 г., должны будут до 1 марта 2020 г. представить сведения об их соответствии новым требованиям. В результате нововведений в Едином реестре к концу текущего года останутся только те организации, которые занимаются непосредственно сертификацией. «Органы по сертификации являются структурообразующими организациями, которые реализуют полномочия, делегированные государством. Мы вправе рассчитывать на их соответствие высоким требованиям, в том числе в части деловой репутации, уставного капитала и персонала», – подчеркнул Алексей Херсонцев.
20 января состоялось заседание рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц. В заседании приняло участие более 30 человек, представители Национального института аккредитации Росаккредитации, научного и экспертного сообщества, аккредитованных организаций, ассоциаций и предприятий отрасли, в том числе ассоциация «НОКС».
Одним из ключевых в повестке заседания стал вопрос технического регулирования в области промышленности, строительных материалов и изделий, и создания соответствующего технического регламента. В настоящее время есть 4 варианта подхода. Принципиально различаются подход, указанный в законе «О техническом регулировании» (и Постановлении №982 в его развитии), и подход, основанный на европейской директиве 305 (разосланный Минпромторгом проект регламента). Другие два – смешанные варианты.

На заседании были сформулированы задачи:

  1. Проработать концепцию ТР. Если получится, то выйти на проект единого регламента на стройматериалы, изделия и конструкции заводского изготовления. Параллельно ряд ассоциаций ведут подготовку своих ограниченных ТР на группы материалов.
  2. Подготовить документы в обоснование ТР, т. е. определенную замену Постановления №982. Проанализировать группы продукции. Провести мониторинг действующих документов. Попробовать подготовить поправки в действующие ГОСТ/ГОСТ Р – аналоги европейских приложений ZA, в которых будут указаны существенные характеристики нормируемой продукции.

Другая важная тема повестки касалась реализации механизма «регуляторной гильотины», предусматривающего масштабный анализ и пересмотр действующих нормативных правовых актов с 1 января 2021 г. Протокол заседания рабочей группы размещен на сайте Минэкономразвития.
4 февраля 2020 г. состоялось заседание инициативной группы, которая подготовила для проведения мониторинга действующей нормативной базы и подготовки предложений по формированию новой доказательной базы обязательных требований форму.

Задачи отраслевых объединений в свете проводимой реформы

  • Выработать концепцию обновления нормативной базы отрасли в соответствии с требованиями реформы КНД
  • Принять программу обновления отраслевой системы технического регулирования
  • Создать полноценную систему нормирования отрасли в соответствии с утвержденной механикой
  • Принять соглашение об определении (распределении) ответственности участников рынка
  • Сформировать обновленную систему оценки соответствия и систему контроля за обращением продукции на рынке

В соответствии с принятым подходом и рекомендованной формой отраслевым объединениям в содружестве с экспертным сообществом и действующими техническими комитетами необходимо в кратчайшие сроки выполнить:

  1. Анализ действующей нормативной базы в области СПК.
  2. Формирование предложений по обновлению действующих нормативных документов.
  3. Разработку новых нормативных документов.
  4. Информационную и разъяснительную работу (конференции, семинары, форумы, статьи в специализированных журналах и в сети Интернет).

Совместно с техническими комитетами ТК 41, ТК 144, ТК 400, ТК 465 скорректировать планы разработки нормативных документов (ПНС – программа национальной стандартизации). Совместно с Федеральной службой по аккредитации выработать действенные правила контроля за допуском и обращением продукции на рынке, подготовить предложения по перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации (обязательному декларированию), и перечню продукции, подлежащей добровольной сертификации. От выполнения данной работы во многом будет зависеть судьба рынка СПК.

Редакция журнала и ГК «Робитекс» благодарят за предоставленный материал руководителя «ЦНИСК» Е. Н. Черненко

Ошибка при вводе логина или пароля!