Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Гильотина пришла в движение

В выпуске №62, в статье «Система стандартизации СПК и «регуляторная гильотина» был рассмотрен вопрос о цели и сути «регуляторной гильотины», представлены основные этапы реформы, порядок работы, основные законопроекты и ход проводимых работ по состоянию на февраль настоящего года. Введенные ограничения, вызванные распространением вируса, внесли некоторые коррективы, но не остановили работу. В настоящей статье мы предлагаем информацию о проделанной за прошедшие полгода работе в данном направлении.

В соответствии с утвержденным планом мероприятий федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) разработаны новые законопроекты и приняты нормативные акты, в частности Правительством РФ приняты свыше 30 постановлений в рамках исполнения данного плана.

Правительство за полгода отменило более 8 тыс. устаревших требований для бизнеса

В рамках «регуляторной гильотины» Правительство РФ с начала года отменило более 8 тыс. устаревших обязательных требований для работы предпринимателей. По состоянию на начало сентября кабмин прекратил действие большинства нормативно-правовых актов, содержащих избыточные и устаревшие требования к бизнесу. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Григоренко в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства.
«Только в первом полугодии 2020 года было проведено более 600 заседаний рабочих групп, причем основной костяк их составляют представители бизнес-объединений и ассоциаций. В результате было рекомендовано к отмене более 11 тысяч актов, устанавливающих обязательные требования, при этом из них более 8,5 тыс. – акты еще Советского Союза. Из 11 тыс. актов более 8 тыс. актов уже отменено», – сказал он, уточнив, что это порядка 73% об общего объема рекомендованных к отмене актов. «В рамках «регуляторной гильотины» отмене подлежит около 11 тыс. актов, из них утратившими силу признаны 81%, то есть 8 797», – сообщили в аппарате правительства.
Взамен отмененных обязательных требований до конца 2020 года предполагается принять значительно меньше – порядка 500, отметили в аппарате кабинета министров. Около 130 составят нормативно-правовые акты (НПА) правительства России и более 350 – акты ФОИВ. Сокращение числа НПА, содержащих обязательные требования, позволит упростить регулирование и улучшить деловой климат, уверены в кабмине.
В аппарате правительства также заверили, что риск «правового вакуума», на который обращал внимание президент, исключен: на сегодняшний день уже принято 17 постановлений и издано 90 ведомственных приказов, регулирующих различные сферы деятельности, а еще 63 находятся на рассмотрении.

«Регуляторную гильотину» вносят в календарь – ведомствам предстоит ежегодно доказывать необходимость обязательных требований

После срабатывания «регуляторной гильотины» работа ведомств по снижению административной нагрузки на бизнес за счет пересмотра и отмены обязательных требований не прекратится. С 2021 года Минэкономики предлагает регуляторам ежегодно оценивать требования к бизнесу на предмет их эффективности. Принимать решение о пролонгации или отмене обязательных требований предстоит правительственной комиссии по административной реформе – после анализа их применения и реального влияния на экономику. Де-факто речь идет о внедрении в РФ механизма «доказательного госрегулирования».
Минэкономики опубликовало на портале regulation.gov.ru проект постановления правительства о системе оценки и пересмотра обязательных требований к бизнесу с 2021 года. Предполагается, что профильные министерства и госкорпорации будут ежегодно проводить оценку нормативно-правовых актов (НПА), где есть обязательные требования к бизнесу, и направлять результаты в правкомиссию по проведению административной реформы. Ей предстоит принимать решение о продлении действия таких требований, или о проведении дополнительной оценки фактического воздействия с последующей доработкой нормативного акта или его отменой.
Оценивать применение обязательных требований министерства и госкорпорации будут по заранее утвержденному перечню. НПА со сроком действия обязательных требований менее трех лет будут включаться в него за год до окончания их действия, от трех до четырех лет – за два года, от четырех до шести – за три года. Проект такого перечня регуляторы должны публиковать до 1 сентября, согласовав с бизнесом и заинтересованными ведомствами.
Сама оценка НПА должна учитывать данные мониторинга контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, судебной практики, обращения субъектов регулирования, позиции заинтересованных ведомств и риск-ориентированный подход.
В частности, в докладе об оценке должна содержаться информация о динамике ведения бизнеса в регулируемой сфере, фактических расходах и доходах предпринимателей, соблюдающих эти требования, о привлечении к ответственности за их нарушения, отдельно предлагается оценивать влияние требований на малый бизнес. Также в доклад должны войти данные о динамике расходов и доходов бюджета от контрольной деятельности ведомств и итоговая рекомендация правкомиссии – продлевать ли действие обязательных требований, направить их на доработку или полностью отменить (например, если они избыточны, дублируют друг друга или противоречат закону «Об обязательных требованиях», целям госпрограмм и нацпроектов, негативно влияют на деловую среду или эффект от их применения несоизмерим с административными расходами). Решение о продлении или отмене требований комиссия будет принимать отдельно по каждому НПА.
Сопутствующий проект постановления правительства (также разработка Минэкономики) закрепляет принципы оценки применения обязательных требований и в других актах правительства. Так, проект вносит ряд технических правок в положения о Минэкономики и правкомиссии по админреформе, правила подготовки и регистрации НПА, оценок регулирующего и фактического воздействия, в том числе в части направления правовых актов на такую экспертизу по результатам доклада об их применении.
Оба проекта должны вступить в силу с 1 ноября этого года, при этом к 1 декабря Минэкономики уже должно подготовить план проведения оценки на 2021-2022 годы.
В нем окажутся НПА, которые не попадут под действие «регуляторной гильотины» после 1 января. Напомним, что до этого срока ведомства при участии представителей бизнеса и экспертного сообщества должны были пересмотреть все свои обязательные требования в соответствии с риск-ориентированным подходом, поскольку непересмотренные и неактуализированные требования подлежат отмене с 2021 года. Но на ряд правовых актов действие «гильотины» не распространится: окончательный перечень исключений будет утвержден правительством в конце года после согласования с участниками рабочих групп «гильотины».
Отметим, что решение о пролонгации «регуляторной гильотины» после 2021 года учло опыт пандемии: временный мораторий на проверки позволил существенно снизить нагрузку на бизнес и не привел к негативным последствиям. Само же появление механизма пересмотра обязательных требований на основе анализа их применения соответствует идеям «доказательного регулирования». Ранее глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко уже анонсировал планы использовать ресурс цифровых систем для изменения регуляторной среды на основе интегрированных данных о проверках бизнеса и результатах их обжалования.
Минэкономики продолжает достраивать архитектуру реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Законопроект – спутник к закону о госконтроле – вносит поправки в более чем 90 отраслевых законов. На их базе регуляторам предстоит разработать положения, которыми и будут руководствоваться контролеры. Попавшие же в перечень изъятий из закона виды контроля продолжат регулироваться законом о защите юрлиц; новое регулирование им обещано лишь с 2025 года. Пока же Минэкономики дополняет законодательство мерами поддержки бизнеса – упрощением лицензирования и пролонгацией моратория на проверки МСП до конца 2021 года.
Напомним, что законы о госконтроле («процедурный») и об обязательных требованиях («материальный») составляют правовую основу реформы.
На основе изменений ответственным ведомствам предстоит разработать положения о видах контроля, которыми и будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. По оценкам статс-секретаря – замглавы ведомства Алексея Херсонцева, всего будет разработано более 200 положений.
Минэкономики также предлагает с 1 января 2025 года признать полностью утратившим силу действующий ФЗ-294 о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении контроля и надзора (принят еще при президенте Дмитрии Медведеве в 2008 году и впервые системно ограничил контрольные полномочия ведомств). До 2025 года ФЗ-294 будет регламентировать только уведомительный порядок начала отдельных видов бизнеса и десять видов контроля, на которые действие нового ФЗ-248 о госконтроле не распространится. Речь идет о перечне изъятий, в том числе контроля в сфере гособоронзаказа, миграции, антимонопольного законодательства, деятельности саморегулируемых и некоммерческих организаций и пр. В Минэкономики «Ъ» пояснили, что к 2025 году для указанных видов контроля может быть разработано самостоятельное регулирование, или его нормы войдут в ФЗ-248. До этого закон о защите прав юрлиц продолжит действовать во избежание правового вакуума.

Проект Минэкономики также предусматривает ряд послаблений для бизнеса

В частности, ведомство планирует упростить процедуры лицензирования, в том числе за счет перевода документооборота в электронный формат. При этом срок выдачи лицензий сократится вдвое – до 15 дней. Последствия для лицензиатов-нарушителей также будут смягчены: действие лицензии будет приостановлено не полностью, а только в отношении деятельности, в которой выявлены нарушения. Более же существенные послабления коснутся субъектов малого и среднего предпринимательства. Минэкономики предложило продлить действующий мораторий на их плановые проверки до конца 2021 года. Напомним, что мера ранее уже вошла в план восстановления экономики – тогда власти отметили отсутствие негативных последствий моратория на потребителей и анонсировали планы сохранить курс на дерегулирование в 2021 году.

Кабмину хотят дать право утверждать единый федеральный перечень измерений

Вместо множества ведомственных актов, регламентирующих метрологические требования, в России предлагают создать единый перечень измерений, утверждать который будет Правительство РФ. По данным Парламентской газеты такой законопроект депутаты планируют рассмотреть на одном из ближайших заседаний Госдумы.
Законопроект разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Он позволит повысить уровень унификации требований к измерениям и гармонизировать их с международными стандартами, в том числе принятыми в рамках Евразийского экономического союза. Наряду с этим законопроектом признается утратившим силу положение о необходимости ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, единого перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, отмечается в пояснительной записке к документу.
Авторы законопроекта предлагают закрепить полномочия по утверждению перечня измерений за Правительством Российской Федерации. При этом из указанного перечня будут исключены измерения в областях деятельности обеспечения единства измерений федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности, в области использования атомной энергии, а также в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, что обусловлено особенностями деятельности в указанных сферах.
Законопроект подготовлен при участии рабочей группы «обеспечение единства измерений», в которую входят представители органов власти, экспертного и делового сообществ.

Ход работ по совершенствованию нормативной базы строительной отрасли

В рамках очередного совещания Президента Российской Федерации с членами правительства в режиме видеоконференции был рассмотрен вопрос о ситуации в строительной отрасли.
Вице-премьер правительства Марат Хуснуллин рассказал о ситуации в строительной сфере. В части пересмотра законодательства отрасли, а также строительных норм и правил вице-премьер отметил: «Во-первых, мы отменили обязательные требования в области «СНиПов-хрипов», как Вы уже сказали, ГОСТов, и сегодня из 10 тысяч у нас 3 тысячи стали рекомендательными, а оставшиеся 7 тысяч мы фактически все рассмотрели и на 90 процентов переработали, упростили, сделали их максимально приближенными к современным требованиям».
Марат Хуснуллин добавил, что инвентаризация нормативных актов будет продолжена, планируется привести в соответствие еще 2-3 тысячи норм.
«У нас сегодня семь федеральных органов власти устанавливают отдельные требования в строительстве. Эти требования не всегда соответствуют друг другу, зачастую разнородны и противоречивы. Сегодня их необходимо привести в соответствие друг с другом либо отменить».
В. В. Путин подчеркнул важность проводимой работы: «Это не просто административный вопрос, это вопрос экономического развития, это вопрос обеспечения необходимых темпов экономического роста, поддержания необходимого уровня имеющихся рабочих мест».
Регуляторная гильотина в сфере строительства должна упростить все этапы. Например, по согласованию застройки уже упразднили 30% норм, которые были раньше обязательны.
Целью реализации «регуляторной гильотины» является ревизия обязательных требований, в соответствии с которыми нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с участием экспертного и бизнес-сообществ.
Перечень стандартов и сводов правил, обязательных к применению в строительной отрасли, будет пересматриваться дважды в год, рассказал на пленарном заседании конференции «Российский строительный комплекс» замглавы Минстроя Дмитрий Волков.
За последние пять лет соответствующий список, т. н. перечень 1521, фактически не корректировался, отметил замминистра. Это привело к большому числу коллизий, возникавших из-за того, что перечень ссылался на устаревшие редакции СП и ГОСТов.
В результате пересмотра 90% стандартов и принятия в августе 2020 года постановления №985 (перечень 985 – ред.) эту проблему на сегодняшний день удалось решить. Однако поскольку стандарты продолжают обновляться, пересмотр перечня 985 теперь должен стать регулярным. «Следующее изменение уже готово», – заявил Волков.
Он также напомнил, что недавно Минстрою удалось существенно сократить число обязательных требований в документах по стандартизации – с 10 до 7 тысяч. «Это не повлияло на безопасность, поскольку мы убирали требования, касавшиеся применения конкретных видов материалов», – пояснил замминистра.
Эта работа будет продолжена, заверил Волков, хотя последующие изменения уже не будут столь масштабными. В частности, на следующем этапе ведомство планирует убрать коллизии, связанные с требованиями коллег из МЧС и Роспотребнадзора.
Безусловно, в ряду принятых ФОИВ нормативных актов за март – сентябрь важнейшим является Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Постановление отменило действовавшее до него постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. №1521. В новый утвержденный постановлением перечень вошли 4 стандарта и 74 свода правил. Именно этот перечень будет определять обязательные требования, предъявляемые к светопрозрачным конструкциям и изделиям для их изготовления.
Следует обратить внимание на следующие постановления правительства: от 04.04.2020 №449; от 12.09.2020 №1413; от 12.09.2020 №1416; от 12.09.2020 №1417, а также приказ Минстроя от 29.04.2020 №242/пр.

Новые стандарты для оконной отрасли

Работа во исполнение плана мероприятий продолжается во всех ведомствах и рабочих группах. До наступления часа «Х» и вступления в силу основных положений реформы осталось 3 месяца. Какие же изменения в нормировании в области светопрозрачных конструкций? Как было сказано выше, реформа подразумевает не только отмену устаревших норм, но и разработку новых актуальных на сегодняшний день норм, в том числе стандартов. Работа над обновлением стандартов активно ведется, в частности, в технических комитетах 144, 400, 465 ведется разработка свыше 20 стандартов по оконной тематике.
В статье «Строители закрывают белые пятна» был начат разговор о разработке стандартов, регламентирующих производство работ по устройству светопрозрачных ограждающих конструкций на строительной площадке. Был представлен один из новых стандартов, разработанных в ТК 400, – межгосударственный стандарт ГОСТ 34378-2018 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Окна и двери. Производство монтажных работ, контроль и требования к результатам работ». Одновременно с ним был введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 34379-2018 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Правила обследования технического состояния в натурных условиях».
Сегодня данные межгосударственные стандарты активно применяются строителями и органами технического надзора в нашей стране и странах содружества. Причем зачастую строители и представители технадзора используют положения стандартов для отказа в приеме выполненных работ. И они выигрывают споры, так как подрядные оконные компании нарушают требования стандартов. Стандарты стали серьезным инструментом в работе строителей, их положения устанавливают: состав и содержание документов на оконные конструкции, перечень показателей, проверяемых при контроле качества устройства окон и балконных дверей – карта производственного контроля, возможные дефекты оконных конструкций и их характеристики. А вот оконные компании используют их не в полной мере. Хотя стандарты содержат алгоритмы работы по устройству окон и при правильном применении могут существенно облегчить организацию работ на строительной площадке. Например, ГОСТ 34378 содержит состав и описание типовых технологических операций проведения монтажа работ по устройству окна при новом строительстве и рекомендации по составу и содержанию ППР и технологической карты. Именно для этого стандарты и разрабатывались. В этом смысл всей работы по стандартизации.
В статье мы сообщали, что в планах работ технического комитета – продолжение разработки комплекса стандартов по устройству светопрозрачных ограждающих конструкций. Сегодня мы представляем материал о новых стандартах, которые находятся в разработке.
К утверждению в качестве национального стандарта представлен впервые разработанный стандарт ГОСТ Р «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Монтаж модулей и элементов для фасадов светопрозрачных навесных. Правила и контроль выполнения работ».
Проект национального стандарта разработан Ассоциацией «Национальный Оконный Союз» и ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы».
Целью разработки стандарта является повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества, обеспечение конкурентоспособности и качества выполнения работ по монтажу светопрозрачных ограждающих конструкций, создание современных методов контроля на всех стадиях жизненного цикла.
Проект стандарта распространяется на монтаж конструкций фасадных светопрозрачных навесных зданий и сооружений (далее – КФСН), выполняющих функции наружных стеновых ограждений, и устанавливает общие требования, порядок организации и производства монтажных работ по устройству КФСН с применением модулей заводского изготовления при новом строительстве, реконструкции и капремонте жилых и общественных зданий. Стандарт определяет методы и средства контроля технологии производства монтажных работ и устройства КФСН, контроля качества исполнения этих работ, а также требования к результатам работ.
Информация о разработке проекта ГОСТ Р была размещена на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), а также во ФГИС «БЕРЕСТА». Официальное публичное обсуждение проходило в период с 25 ноября 2019 года по 24 января 2020 года. Уведомление о разработке проекта стандарта было размещено на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 15.11.2019 г., уведомление о завершении публичного обсуждения – 15.04.2020 г.
Проект ГОСТ Р рассматривался и обсуждался на заседании профильного подкомитета ТК 400 (протокол заседания ПК 3 ТК 400 от 29.06.2020 №17). Замечания, поступившие в ходе публичного обсуждения и в ходе обсуждения на заседании профильного подкомитета ТК 400, учтены. Решение разработчиков по отклонению некоторых замечаний и предложений обоснованы.
Проект стандарта прошел официальную процедуру нормоконтроля в ФГУП «Стандартинформ» и получил штамп «В набор».
Проект ГОСТ Р разрабатывается в соответствии с Программой национальной стандартизации (шифр темы ПНС: 1.13.400-1.003.19).
Требования проекта ГОСТ Р соответствуют современным достижениям науки, техники и технологий. В ходе рассмотрения проекта ГОСТ Р выявлено его соответствие целям и задачам стандартизации, установленным в статье 3 ФЗ от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Проект ГОСТ Р направлен на реализацию Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Проект ГОСТ Р «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Монтаж модулей и элементов для фасадов светопрозрачных навесных. Правила и контроль выполнения работ» рекомендован к утверждению.
Данный стандарт закрывает пробелы в области проведения работ по устройству модульных фасадных конструкций на объектах и дает монтажным организациям новые инструменты. В частности, приводятся состав и содержание работ, документация, рекомендованные операции. Особое внимание уделено контролю за ведением работ и приемке выполненных работ.
В настоящее время проходит публичное обсуждение еще трех стандартов, разработанных Ассоциацией «НОКС» и ТК 400 в рамках реализации Программы национальной стандартизации:

  • Конструкции ограждающие светопрозрачные. Крепление оконных и балконных дверных блоков в световых проемах. Правила и контроль выполнения работ
  • Конструкции ограждающие светопрозрачные. Остекление балконов. Правила и контроль выполнения монтажных работ
  • Конструкции ограждающие светопрозрачные. Сборка и монтаж из комплектов заводской готовности. Правила и контроль выполнения работ

Первый из указанных стандартов распространяется на работы по устройству крепления оконных (балконных дверных) блоков к строительному основанию при их монтаже в стеновых (световых) проемах наружных стен отапливаемых помещений жилых и общественных зданий. Стандарт определяет правила устройства крепления оконных блоков и контроль за качеством его выполнения. Стандарт не распространяется на мансардные оконные конструкции, а также на окна специального назначения в части дополнительных требований к пожаробезопасности, защиты от взлома, устойчивости к воздействию взрыва. Стандарт разработан для применения в новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов с различными типами несущих ограждающих конструкций. В стандарте рассмотрены основные требования и правила крепления оконных блоков в стеновом проеме. В разделе 6 отмечены:
6.2.1 Особенности крепления деревянных и деревоалюминиевых оконных блоков.
6.2.2 Крепление оконных блоков из ПВХ-профилей.
6.2.3 Крепление оконных блоков из алюминиевых сплавов.
6.2.4 Крепление стальных оконных блоков.
6.2.5 Крепление оконных блоков из пултрузионных композитных профилей.
6.3 Сдача-приемка работ.
Важным фактором является описание контроля выполненных работ (раздел 7). Данный стандарт будет важен не только для монтажных и надзорных организаций, но и для поставщиков материалов и изделий, применяемых для крепления оконных блоков.
Второй стандарт распространяется на светопрозрачные ограждающие конструкции, выполняющие функции остекления балконов зданий и сооружений, включая нижние балконные экраны, выполняемые из многослойного или закаленного стекла. Стандарт устанавливает общие требования, порядок организации и проведения монтажных работ по устройству остекления балконов для многоквартирных жилых и общественных зданий высотой до 75 м, возводимых по типовым и индивидуальным проектам в соответствии с СП 54.13330 во всех климатических районах РФ, согласно территориальному климатическому районированию в соответствии с СП 131.13330.
Стандарт определяет методы и средства контроля технологии монтажных работ по остеклению балконов, контроля качества исполнения этих работ, а также требования к результатам работ.
Третий стандарт распространяется на окна и балконные двери, элементы которых – блоки оконные и дверные балконные – собирают в условиях строительно-монтажной площадки из комплектов заводской готовности. Стандарт устанавливает общие требования, порядок организации и производства сборочно-монтажных работ при заполнении стеновых (световых) проемов оконными и балконными дверными блоками, собранными в построечных условиях. Стандарт устанавливает методы и средства контроля технологии производства сборочных и монтажных работ, контроля качества исполнения этих работ. Стандарт распространяется на производство монтажных работ при устройстве окон и балконных дверей при новом строительстве, реконструкции и капремонте жилых и общественных зданий. Понятия «монтажные работы», «новое строительство», «реконструкция», «капитальный ремонт», «объект капитального строительства» используются в соответствии с СП 48.13330.
В планах – разработка еще около 10 новых стандартов в области светопрозрачных ограждающих конструкций. Ассоциация приглашает заинтересованные организации к совместной работе по нормированию и оценке соответствия конструкций и изделий оконной отрасли.

Задачи отраслевых объединений в свете проводимой реформы:

  • Выработать концепцию обновления нормативной базы отрасли в соответствии с требованиями реформы КНД
  • Принять программу обновления отраслевой системы технического регулирования
  • Создать полноценную систему нормирования отрасли в соответствии с утвержденной механикой
  • Принять соглашение об определении (распределении) ответственности участников рынка
  • Сформировать обновленную систему оценки соответствия и систему контроля за обращением продукции на рынке

В соответствии с принятым подходом и рекомендованной формой отраслевым объединениям в содружестве с экспертным сообществом и действующими техническими комитетами необходимо в кратчайшие сроки выполнить:
1. Анализ действующей нормативной базы в области СПК.
2. Формирование предложений по обновлению действующих нормативных документов.
3. Разработку новых нормативных документов.
4. Информационную и разъяснительную работу (проведение конференций, семинаров, форумов, статьи в специализированных журналах и интернете).
Совместно с техническими комитетами ТК 41, ТК 144, ТК 400, ТК 465 необходимо скорректировать планы разработки нормативных документов (ПНС – Программа национальной стандартизации). Совместно с федеральной службой Росаккредитация выработать действенные правила контроля за допуском и обращением продукции на рынке, подготовить предложения по перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации (обязательному декларированию) и перечню продукции, подлежащей добровольной сертификации. От выполнения данной работы во многом будет зависеть судьба рынка СПК.

Черненко Е. Н., Миков В. Л., к. ф.-м. н.

Ошибка при вводе логина или пароля!