Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Добровольная обязательность стандартов или новые «жертвы регуляторной гильотины» и стандарты для оконной отрасли

В статьях «Гильотина ускоряется» (выпуск № 64), «Программа национальной стандартизации и стандарты для оконной отрасли» (выпуск № 64), «Гильотина пришла в движение» (выпуск № 63) и в статье «Система стандартизации СПК и «регуляторная гильотина» (выпуск № 62) был рассмотрен вопрос об изменениях в системе технического регулирования оконной отрасли. В настоящей статье анализируются новые нормативные документы и вопросы разработки новых стандартов, регулирующих продукцию в отрасли.

Система технического регулирования в нашей стране претерпела революционные преобразования почти двадцать лет назад. В 2002 году после долгих обсуждений и споров экспертного сообщества был принят закон «О техническом регулировании» [1] и начался переход от системы обязательного соблюдения всех требований технических норм к преимущественно добровольному, преобладающему в международной практике. В развитии новой системы технического регулирования был принят ряд федеральных законов [2-5]. Советская система нормирования подверглась кардинальным изменениям. Но долгое время, вплоть до 2020 года, документы, разработанные для условий плановой экономики и полного государственного регулирования, действовали наряду с новыми нормами. Безусловно, это была четко выстроенная система документов, обеспечивающая необходимые условия выпуска продукции. Однако в наше время часть из них физически не могла быть исполнена, а часть противоречила новым законам, стандартам и правилам.
В 2019 году было принято решение о проведении кардинального сокращения нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, так называемой «регуляторной гильотины». В рамках реформы приняты два Федеральных закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и ряд постановлений Правительства, которыми отменены тысячи нормативных документов. В указанных выше статьях мы сообщали о ходе реформы.

Новый этап реформы и очередные сокращения нормативных документов

1 сентября вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 года № 815 об отмене статуса обязательных в отношении порядка 3,8 тыс. строительных норм и правил. В России вступает в силу один из важнейших документов в сфере нормативно-технического регулирования. В результате число обязательных СНиП сократилось более чем наполовину: с 7 тыс. до 3,2 тыс. Излишние и дублирующие нормы не вошли в новый перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Председателем Правительства. При этом сохраняются все необходимые требования к безопасности.
Выступая 26.08.2021 г. Михаил Мишустин заявил: «Российские власти планируют и дальше сокращать количество обязательных требований в сфере строительства, чтобы ускорить реализацию проектов. Продолжим работать над ускорением темпов строительства. В перспективе планируем сокращать обязательные требования в отрасли, чтобы срок реализации идеи до выхода на стройплощадку сократился на 30%».
«В сфере строительства речь идет о создании нормативной базы для опережающего экономического роста в крупных агломерациях, формирования национальной системы пространственных данных для повышения эффективности использования земельных ресурсов, для территориального планирования, развития проекта, который даст людям больше возможностей по строительству собственного дома», – указал председатель правительства. Он подчеркнул, что эти стратегические инициативы станут частью национальных проектов и действующих государственных программ, правительство приступит к их реализации уже в этом году.
В прошлом году количество требований, предъявляемых к сооружениям на стадии проектирования и строительства, уменьшилось с более чем 10 тыс. до 7 тыс. Теперь же их станет меньше еще почти на 4 тыс. Список сокращаемых документов был подготовлен Минстроем.
Глава правительства отметил, что под сокращение, в частности, попали требования, ограничивающие применение новых материалов и конструкторских решений, тормозящие процесс согласования проектов и проведение строительных работ. Сняты ограничения на применение новых эффективных материалов и конструкций, а также отменены все дублирующие и избыточные нормы, включая декларативные и рекомендательные положения.
Кроме того, будут аннулированы нормы, содержащие ссылки на документы добровольного применения и носящие рекомендательный характер, а также те, выполнение которых невозможно проконтролировать. Такой подход позволяет значительно сократить сроки возведения зданий и других объектов, а значит, снизить их стоимость, при этом без ущерба для безопасности.
Важно, чтобы все требования в отрасли были ясными и логичными. И конечно, они не должны приводить к противоречиям. Ведь это напрямую влияет на безопасность строительства, а значит, на жизнь и здоровье людей.
Актуализация списка проведена при активном участии представителей отрасли и экспертного сообщества. Ожидается, что новая версия стандартов поможет снять ограничения для инноваций в отрасли, сократить сроки и стоимость строительства при сохранении высокого уровня безопасности.

Экспертное сообщество о новом этапе реформы

Ревизия норм российского законодательства осуществляется в рамках механизма регуляторной гильотины. Проводит ее правительство совместно с экспертным сообществом и представителями бизнеса. Механизм предусматривает отмену необоснованных или устаревших надзорных требований для снижения регуляторной нагрузки в основных отраслях экономики.
Эксперты активно поддержали данную реформу в сфере нормативно-технического регулирования. «Большинство обязательных требований в строительстве устарело. В результате пересмотра должны остаться только те нормы, которые точно влияют на безопасность эксплуатации зданий. В остальных случаях госконтроль избыточен, это обязательства и функции заказчика строительства, стройконтроля, проектировщика или инвестора», – отметил генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николай Алексеенко (здесь и ниже цитаты по ТАСС).
Эксперт добавил, что сокращение избыточных требований в том числе позитивно повлияет на сферу строительства по госзаказу. «Упрощенные правила должны оказать поддержку строителям в реализации десятков тысяч объектов в рамках национальных проектов. Это дороги, жилье, школы и детские сады, поликлиники и больницы», – сказал Алексеенко. В комментарии РИА Новости эксперт также добавил, что сокращение числа обязательных СНиПов сократит сроки реализации строительных проектов на 30-35%.
Благодаря вступлению в силу новых норм сократятся сроки строительства жилья, отметил президент Национального объединения строителей Антон Глушков. «Если в строительстве по госконтрактам за задержку предусмотрены большие штрафы, то 60% застройщиков, работающих по эскроу-счетам, заинтересованы в их своевременном раскрытии. Отмена ряда строительных норм поможет значительно ускорить процесс строительства и при грамотном подходе к делу избежать дополнительных финансовых потерь», – сказал Глушков (цитата по РИА Новости). «Сокращение количества строительных норм позволит повысить ответственность организаций отрасли перед заказчиком», – подчеркнул Глушков (источник: РИА Недвижимость).
Чем меньше административная нагрузка на строительство, тем быстрее происходит реализация проекта, сказал ТАСС эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. «Памятно высказывание президента про «снипы-хрипы». Действительно, в какой-то момент количество различных бумаг стало превышать все мыслимые пределы. Главное, чтобы за снижением издержек последовали благоприятные эффекты и для покупателей недвижимости в виде снижения цены квадратного метра и ни в коем случае – ухудшение качества строительства», – сказал он.
Инициатива положительно скажется на строительной отрасли, потому что уберет излишние ограничения и даст возможность ведомствам не дублировать друг друга, прокомментировал ТАСС генеральный директор девелоперской компании «Мармакс» Юрий Юров (Рязань). «Это еще один шаг к снижению административных барьеров», – подчеркнул собеседник агентства.
Работа по подготовке постановления велась в тесной коммуникации с представителями строительной отрасли, архитекторами, проектировщиками, сообщил ТАСС заместитель генерального директора MR Group Андрей Кирсанов. «Сокращение количества требований и ограничений, безусловно, позволит уменьшить сроки строительства, а также может сказаться на снижении его себестоимости – особенно это касается возможности применения новых материалов и конструкторских решений в жилищном строительстве. Это значительно расширит возможности проектных решений, а также их реализации», – сказал он.
Первый этап реализации «регуляторной гильотины», который в том числе заключался в отмене избыточных требований для бизнеса, прошел успешно, сообщил в интервью ТАСС на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.
«То, что сделали, я считаю – революция. Подходов к этому снаряду на моей памяти было около пяти. Это первый, который успешно прошел, пусть и стартовый этап. Тысячи документов [с обязательными требованиями для бизнеса] отменены, причем не только советских нормативных актов», – сказал он.
Катырин отметил, что рабочие группы, в которые входят и представители бизнеса, продолжают действовать. «Работа идет непрерывно, пусть и не очень активно освещается. Там следующие пласты пошли. Например, у нас прежде не затрагивался пласт норм прямого действия, которые прописаны в законах. <...> Есть нормы, прописанные как обязательные требования, в части порядка получения разрешительных документов. К этому подобрались, начинают изучать тему. Поэтому это такой многослойный пирог», – отметил глава ТПП.
С 1 января 2021 года в России заработала «регуляторная гильотина» – реформа контрольно-надзорной деятельности. К настоящему времени проведена инвентаризация всех действующих и обязательных требований для бизнеса, чтобы понять, соответствуют ли они современным реалиям. При этом несоответствующие отменялись или изменялись. Как сообщал вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко, 33% обязательных требований, которые бизнес должен был выполнять, отменены как избыточные либо дублирующие, это порядка 11,8 тыс. нормативно-правовых актов, в которых более 8,8 тыс. документов времен СССР. Вице-премьер пояснял, что оставшиеся две трети обязательных требований «были полностью инвентаризированы и актуализированы, эта работа была проведена совместно с бизнесом». (Источник: tass.ru)

Новые предложения Минстроя РФ

Минстрой России разработал проект постановления правительства России об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения предусмотренных частями 3 – 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.
Проект документа содержит названия нескольких сотен документов, которые сформированы в разделы:
1. Приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от вида и оснований приобретения прав на земельный участок.
2. Утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства, сведений, документов, материалов.
3. Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования.
4. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Проект постановления устанавливает, что разъяснения о применении исчерпывающего перечня дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Сводные предложения по корректировке исчерпывающего перечня формируются Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации по предложениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В случае если положения исчерпывающего перечня не соответствуют положениям законодательных и (или) подзаконных актов в связи с внесением в такие акты изменений, до приведения исчерпывающего перечня в соответствие с такими изменениями применяются действующие нормы таких законодательных и (или) подзаконных актов.
В случае, если необходимость внесения изменений в исчерпывающий перечень возникла в связи с принятием федерального закона, подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в исчерпывающий перечень, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся внесенные в федеральный закон изменения, по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Общественное обсуждение документа завершено 15 сентября. Замечания и предложения принимает Минстрой России.
Хотелось бы обратить внимание сообщества на проект изменений в федеральный закон, подготовленный подведомственным министерству ФАУ «ФЦС», о котором сообщили профессиональные объединения.
ФАУ «ФЦС» – подведомственная Минстрою России организация – разработала и разослала для общественного обсуждения очередной проект поправок в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Эксперты увидели в документе повторение тех положений, которые Минстрой не может протолкнуть уже пять лет.
Как следует из текста законопроекта и пояснительной записки к законопроекту, цель изменений в техрегламент – систематизация обязательных и добровольных требований безопасности зданий и сооружений.
Если внимательно прочитать, а затем перевести с «законодательного» на общеупотребительный язык большинство вносимых поправок, можно сказать, что законопроект наделяет Минстрой России (федеральный орган, уполномоченный, осуществляющий, контролирующий… и т. д. вопросы технического регулирования в строительстве) уникальными и почти безграничными полномочиями в сфере регулирования строительной отрасли.
Так, предлагается наделить Минстрой полномочием по утверждению перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Техрегламента «О безопасности зданий и сооружений». Сейчас такой перечень утверждается постановлением Правительства России.
Кроме того, Минстрой получит полномочия согласовывать стандарты организаций – СТО, если те применяются «в случае отступления от требований, включенных в перечень обязательных требований». После согласования СТО становятся документами для многократного применения – это может послужить альтернативой спецтехусловиям (СТУ). При этом на основе СТО Минстрой может разработать соответствующий свод правил.
Что касается СТУ, то предлагается разрешить их разработку и утверждение только в том случае, если отступление от обязательных требований неизбежно и необходимо. В целях реформы системы СТУ законопроект предлагает наделить Минстрой России полномочием по утверждению СТУ, содержащих требования безопасности. А выполнение работ и оказание услуг в целях утверждения СТУ, содержащих требования безопасности, возьмет на себя ФАУ «ФЦС».
Еще одна функция, которая данным законопроектом прописывается за Минстроем России, – создание и ведение Реестра требований безопасности зданий и сооружений. Это предоставит возможность исполнителям выбирать из числа возможных проектных решений при жестких требованиях безопасности. При этом неясно, какие именно требования и в каком виде в этот реестр будут включаться, и не будет ли этот реестр попыткой монополизации информации на площадке Минстроя России.
Еще одно нововведение – развитие института подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применяемых в строительстве. Сейчас оценка выпускаемой продукции производится на предмет соответствия требованиям техрегламента и документов по стандартизации. Процедура утверждена и действует многие годы, однако не на все материалы и технологии есть действующие документы по стандартизации. Соответственно, законопроект предлагает наделить Минстрой России полномочиями по подтверждению пригодности новых материалов, изделий и конструкций, применение которых не регламентировано действующими документами по стандартизации. А оказывать услуги по подтверждению пригодности таких новых материалов будет также ФАУ «ФЦС».
В частности, указанным законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ следующие изменения:

  • наделить Минстрой России полномочиями по утверждению перечней национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ
  • использовать в качестве доказательной базы стандарты организаций в случае, если требуется отступление от требований обязательного перечня (при этом стандарты организаций должны быть согласованы Минстроем России)
  • по аналогии со специальными техническими условиями законопроектом предлагается предусмотреть возможность разработки сводов правил на основе согласованных Минстроем России стандартов организаций
  • предоставить возможность подведомственному Минстрою России учреждению выполнять работы и оказывать услуги, связанные с утверждением специальных технических условий
  • создать Реестр требований безопасности зданий и сооружений, формирование и ведение которого будет осуществлять Минстрой России
  • установить, что пригодность новой продукции должна подтверждаться техническим свидетельством Минстроя России; решение о подтверждении принимается на основании заключения о пригодности новой продукции для применения в строительстве, которое подготавливается подведомственной Минстрою России организацией
  • исключить из статьи 8 требование о безусловном исключении возможности возникновения пожара
  • исключить из части 6 статьи 16 требование к устойчивости строительных объектов против прогрессирующего обрушения
  • наделить Минстрой России полномочиями по установлению особенностей в отношении обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса)

Данный законопроект вызвал массу замечаний со стороны экспертов РСС, РСПП и ТПП РФ. В настоящий момент готовится коллективное заключение экспертов на законопроект.
Полный текст документа доступен по ссылке: www.ancb.ru/files/ck/1630586562_PROEKT_POPRAVOK_V_TEHREGLAMENT.pdf (источник: пресс-служба НОПРИЗ).

О новых стандартах

В соответствии с Программой национальной стандартизации РФ на 2021 год ведется работа по пересмотру ряда основополагающих стандартов, стандартов систем ЕСКД и ЕСТД, стандартов систем оценки соответствия и риск-ориентированного подхода, стандартов по надежности в технике. Работа над обновлением стандартов в сфере строительства и строительных материалов активно ведется, в частности, в технических комитетах 705, 144, 400, 465. Разработаны 78 проектов национальных и межгосударственных стандартов в области строительства. В августе началось публичное обсуждение проектов стандартов. Предложения и замечания принимают профильные технические комитеты по стандартизации.

Отметим некоторые из проектов:

ТК 079 Оценка соответствия:

  • ГОСТ Р Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия
  • ГОСТ Р Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей подтверждения соответствия

ТК 124 Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту:

  • ГОСТ Р Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Данные о промышленной продукции. Уникальная идентификация и прослеживаемость оборота продукции

ТК 465 Строительство, всего 55 проектов, в том числе:

  • ГОСТ Р Брус деревянный клееный для стен зданий. Технические условия
  • ГОСТ Р Окна для производственных зданий. Общие технические условия
  • ГОСТ Системы фасадные теплоизоляционные композиционные с наружными штукатурными слоями. Термины и определения (изменение ГОСТ 33740-2016)
  • ГОСТ Системы фасадные теплоизоляционные композиционные с наружными штукатурными слоями. Классификация (изменение ГОСТ 33739-2016)
  • ГОСТ Р Единая система информационного моделирования. Строительная информационная модель. Правила построения
  • ГОСТ Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
  • ГОСТ Р Здания и сооружения. Методы расчета продолжительности инсоляции
  • ГОСТ Р Защита от коррозии элементов облицовки, узлов и деталей крепления фасадных навесных вентилируемых конструкций. Параметры долговечности

(Источник: Российский институт стандартизации)

Сбор замечаний и предложений осуществляется непосредственными разработчиками стандартов. Технические комитеты и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в процедуре публичного обсуждения.
Отметим также, что в августе 2021 г. введен в действие целый ряд новых национальных стандартов в области пожарной безопасности строительных материалов.
Среди национальных стандартов следующие:

  • ГОСТ Р ИСО 5660-1-2020 «Испытания по определению реакции на огонь. Интенсивности тепловыделения, дымообразования и потери массы. Часть 1. Определение интенсивности тепловыделения методом конического калориметра и интенсивности дымообразования измерениями в динамическом режиме».
  • ГОСТ Р 59121-2020 «Классификация пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Часть 5. Классификация по результатам испытаний кровельных материалов с использованием внешнего источника зажигания».
  • ГОСТ Р 59137-2020 «Классификация пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Часть 1. Классификация на основе результатов испытаний по определению реакции на огонь».
  • ГОСТ Р 59154-2020 «Материалы строительные. Метод испытания на пожарную опасность при термическом воздействии одиночного источника зажигания на строительные материалы, за исключением напольных покрытий».

Новые стандарты были разработаны по поручению Минпромторга России и содержат положения, гармонизированные с международными стандартами в части классификации и методов испытаний строительных материалов на пожарную опасность.
Уровень развития и потенциал отечественной отрасли строительных материалов уже сейчас позволяют предприятиям выходить на мировой рынок, в связи с чем необходимо соответствие продукции требованиям международных стандартов. Гармонизация национальных стандартов с международными документами по стандартизации позволит повысить экспортный потенциал отечественной продукции.
В то же время представленная в документах классификация на сегодняшний день является добровольной и в первую очередь применима к продукции, поставляемой на экспорт. Продукция российской строительной промышленности, реализуемая на внутреннем рынке, должна соответствовать требованиям нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Классификация строительных материалов и конструкций по пожарной опасности в РФ установлена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и отличается от зарубежной классификации.
На развитие нормативной базы в строительной сфере, а также в сфере обеспечения безопасности направлены в том числе подписанные в этом году Росстандартом соглашения о сотрудничестве с Минстроем России и с МЧС России соответственно.
Новые стандарты разработаны ФГБУ «Российский институт стандартизации» совместно с ФГБУ «ВНИИПО МЧС России» в рамках сотрудничества двух технических комитетов по стандартизации № 144 «Строительные материалы и изделия» и № 274 «Пожарная безопасность».

(Источник: Росстандарт)

Нормирование оконной отрасли

Мы писали в своих статьях о том, какие происходят изменения в нормировании в области светопрозрачных конструкций. Как было сказано выше, реформа подразумевает не только отмену устаревших норм, но и разработку новых актуальных на сегодняшний день норм, в том числе стандартов. Была отмечена работа по пересмотру ряда основополагающих стандартов, стандартов систем ЕСКД и ЕСТД, стандартов систем оценки соответствия и риск-ориентированного подхода, стандартов по надежности в технике в рамках Программы национальной стандартизации (далее – ПНС). Работа над обновлением стандартов в сфере строительства и строительных материалов активно ведется, в частности в технических комитетах 705, 144, 400, 465.
В области светопрозрачных ограждающих конструкций и их элементов (в том числе оконных блоков, профилей, фурнитуры) ведется разработка свыше 20 стандартов. Ряд стандартов уже утвержден и введен или вводится в действие в ближайшее время.
Прежде всего отметим утверждение после многолетней дискуссии новой редакции межгосударственного стандарта ГОСТ 23166. По данному стандарту было опубликовано несколько статей экспертов оконного рынка, в том числе в выпуске 66 журнала. Стандарт, безусловно, крайне важен для отрасли и заслуживает отдельного внимания. Поэтому в этот раз не будем на нем останавливаться, а постараемся посвятить ему отдельный материал.
Продолжается работа над новой редакцией ГОСТ 30777-2012 Устройства поворотные, откидные, поворотно-откидные, раздвижные для оконных и балконных дверных блоков. Технические условия. И рядом других стандартов. Мы писали об этом.
В соответствии с ПНС в техническом комитете ТК 400 совместно с АО «ЦНС» продолжается работа над группой стандартов на монтаж светопрозрачных ограждающих конструкций. Росстандарт утвердил еще три вновь разработанных национальных стандарта.

В том числе:

  • ГОСТ Р 59495-2021 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Крепление оконных и балконных дверных блоков в световых проемах. Правила и контроль выполнения работ».
  • ГОСТ Р 59583-2021 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Остекление балконов. Правила и контроль выполнения монтажных работ».
  • ГОСТ Р 59579-2021 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Сборка и монтаж из комплектов заводской готовности. Правила и контроль выполнения работ».

Необходимо отметить, что разработка данного комплекса стандартов была включена в план, утвержденный Правительством РФ в качестве стандартов, обеспечивающих выполнение требований технического регламента «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и финансировалась из федерального бюджета без привлечения средств компаний.
Напомним, что 28 октября 2020 года приказом ФА «Росстандарт» был утвержден и введен в действие с 1 декабря 2020 года национальный стандарт ГОСТ Р 59134 - 2020 «Конструкции ограждающие светопрозрачные. Монтаж модулей и элементов для фасадов светопрозрачных навесных». Таким образом, по инициативе ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» на сегодняшний день в комплекс включено 6 стандартов.

Целью разработки данного комплекса стандартов является повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества, обеспечение конкурентоспособности и качества выполнения работ по монтажу светопрозрачных ограждающих конструкций, создание современных методов контроля на всех стадиях жизненного цикла.

Добровольные или обязательные?

В завершение статьи остановимся на вопросе, который часто задают представители оконных компаний: «Так все-таки стандарты добровольны или обязательны? Почему, если они добровольны, заказчик требует от нас их выполнения и подтверждения соответствия?»
Ответ на этот вопрос неоднократно озвучивался и в печати, и в устной форме на различных конференциях и семинарах. Ответ прост: «Внимательно читайте законы».
Все стандарты по оконной тематике носят добровольный характер применения. Но это не исключает их обязательности к исполнению в предусмотренных законодательством случаях:
1. Если стандарты содержат требования, которые обеспечивают безопасность согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
2. В соответствии с ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» требования стандарта обязательны при выполнении работ за счет средств бюджета всех уровней.
3. Если компания приняла на себя обязательства по исполнению требований стандартов в рамках исполнения договорных обязательств или декларирует их исполнение в публичном пространстве.
Еще раз отметим, что в наше время стандарты активно применяются строителями и органами технического надзора. Стандарты стали серьезным инструментом заказчиков и генеральных подрядчиков. В соответствии с действующим законодательством требования ГОСТ (ГОСТ Р) включают в условия договоров. Стандартами пользуются при приемке законченных строительством (реконструкцией) объектов, на соответствие им проверяют готовые оконные конструкции, контролируют перечень показателей, проверяемых при контроле качества устройства окон и балконных дверей по картам производственного контроля по ГОСТ 34378, ГОСТ 34379, ГОСТ Р 59134 и другим. К сожалению, некоторые оконные компании в недостаточной мере используют возможности стандартов для организации работ и защиты своих интересов. И вспоминают о необходимости работы со стандартами, когда получают претензии и судебные иски.
С сожалением приходится констатировать, что творческие силы профессиональных объединений оконной отрасли пассивны в вопросах технического нормирования отрасли и фактически самоустранились от решения задач. Особенно тревожно, что в последнее время отзывы на проекты стандартов появляются после того, как стандарты уже внесены на утверждение или даже после утверждения.
Коллеги, несколько лет назад в рамках конференций отраслевых союзов и в онлайн-форматах активно обсуждались программы разработки стандартов, собирались предложения для включения в ПНС. Была разработана целая программа в рамках подкомитета ТК 144. Но… Как говорили мудрецы, никогда не поздно, если дружно взяться с работу. Совместно с профильными техническими комитетами необходимо скорректировать планы разработки нормативных документов (ПНС). Совместно с Федеральной службой по аккредитации выработать действенные правила контроля за допуском и обращением продукции на рынке. Руководство и специалисты федеральных агентств «Росстандарт» и «Росаккредитация» ждут наших предложений и активных действий, готовы оказать действенную помощь.
Давайте вспомним, какую пользу нам дают грамотные стандарты, и какой вред могут принести ошибки или недоработки в этих документах. От выполнения данной работы во многом будет зависеть судьба рынка СПК.


Черненко Е. Н., Миков В. Л., к. ф.-м. н.

Ошибка при вводе логина или пароля!