Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Окно возможностей

К светопрозрачным конструкциям сегодня предъявляются высокие требования. Они должны иметь прекрасную теплотехнику, большие размеры при узких рамах, быть комфортными в использовании, содержать интегрированные элементы климатических систем и умного дома, наконец, служить дольше. В современных алюминиевых окнах все это есть – подтверждают эксперты Алюминиевой Ассоциации.

Родом из Европы

В Европе алюминий стал широко применяться как конструкционный материал для строительства, в том числе для производства оконного профиля, в середине 1950-х годов, когда трендом стала повсеместная алюминизация технических решений. Европейцы смогли установить терморазрыв между наружной и внутренней стенкой профиля и преодолеть высокую теплопроводность алюминия – так появился «теплый» оконный профиль. В ходе дальнейшей эволюции теплого окна эволюционировала и термовставка, сначала это было решение с двумя пластинами для жесткости, а затем пришли к многокамерным термовставкам, когда начали расти требования к теплотехнике оконных конструкций. К нам на российский рынок алюминиевые окна из Европы начали поступать в 1990-х годах. Но у нас были и свои наработки.

Наш размер

Первые отечественные алюминиевые окна появились вместе с металлургическими гигантами – заводами, построенными для нужд народного хозяйства. Речь идет о предприятиях в Белой Калитве, Воронеже, Каменске-Уральском, Московской области и Хабаровском крае. Эти предприятия начали выпускать алюминиевые окна, тогда они были только холодные. Но это не помешало установке практически на всех крупных объектах страны, построенных в 1960 – 1975 годах, больших по площади алюминиевых окон – в две нитки, то есть два холодных окна с воздушным терморазрывом.
Алюминиевые конструкции использовались в основном при строительстве общественных зданий: аэропортов, вокзалов, зданий НИИ. Среди примеров Институт физики высоких энергий в Протвино Московской области (организован в 1963 году), Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений на улице Озерная в Москве (создан в 1965 году), концертный зал гостиницы «Ялта-Интурист» (возведена в 1977 году), Универсальный дворец спорта «Крылья Советов» между улицами Толбухина и Кубинка в столице (построен к Олимпиаде-80). На здании НИИ на Озерной как раз можно увидеть двухрамные алюминиевые окна. А окна, двери и кровля дворца спорта «Крылья Советов» сделаны из анодированного алюминия, с точки зрения практичности и коррозионной стойкости алюминиевых конструкций это лучший пример.

20 лет спустя

О том, как эволюционировала оконная конструкция в течение последних двадцати лет, можно судить на примере двух объектов, которые находятся в Москве буквально в километре друг от друга. Первый – это жилой дом бизнес-класса на Зеленодольской улице, построенный в 1998 году. Второй – жилой комплекс комфорт-класса на Рязанском проспекте, возведенный в 2021 году с применением новейших технологий строительства и в соответствии с актуальными потребительскими запросами.

Здание из «лихих девяностых» наглядно воплощает принцип «мой дом – моя крепость»: башенки, как у средневекового замка, бойницы окон с грязно-белым профилем из ПВХ. У современного сооружения эстетика другая: навесные вентилируемые фасады и в цвет им – панорамные окна с максимальным светопропусканием.
И кстати, сегодня особенно популярны двухцветные алюминиевые окна: снаружи рама окрашена в соответствии с колористикой самого жилого комплекса, а внутри она может быть белой, молочно-белой или бежевой – в зависимости от оформления жилого пространства.
Но если для теплых алюминиевых окон два цвета – это в порядке вещей, то для ПВХ-окна окраска рамы в два цвета представляет собой сложный технологический процесс, приводящий к существенному удорожанию конструкции. И тут самое время обратиться к теме разницы в цене между окнами из алюминия и ПВХ.

На паритетных началах

Любое окно состоит из рамы, стеклопакета, фурнитуры и уплотнителя. При производстве, строительстве и поставке на объект у алюминиевого окна тот же набор итераций, что и у аналогов из ПВХ. Различие между ПВХ и алюминиевым окном заключается только в рамном материале: в одном случае это пластик, в другом – металл. Металл, конечно, дороже, но стоимость стеклопакета, комплектующих для конструкции окна, а также изготовления и монтажа можно привести к паритету.
Как правило, стоимость монтажа алюминиевого окна выше, чем пластикового. Почему? Только потому, что, как принято считать, алюминиевое окно дороже! А коль скоро стоимость монтажа вычисляют как процент от стоимости окна, то получается, что за установку алюминиевой конструкции берут, например, 1,7 тысячи рублей, а пластиковой – всего 300 рублей. Хотя разницы не должно быть, ведь оба окна монтируются в проем в соответствии с одним и тем же межгосударственным стандартом – ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам». В этом стандарте прописаны технологии монтажа окна из любого рамного материала – они идентичны для пластика, алюминия или дерева, аналогичный расход и герметизирующих материалов, и элементов крепления в проем.
В стремлении достичь ценового паритета экспертное сообщество алюминиевой отрасли несколько лет назад предложило концепцию окна для массового жилья, рассчитанного для установки в проем с площадью не более 4 кв. метров. Такая площадь окна в проем на 30% больше, чем окно пластиковое – его граничная площадь не более 2,8 кв. метров.

Профильная цепочка
Алюминиевый оконный профиль получается в процессе экструзии. Около 45% алюминиевого профиля, производимого в экструзии, идет на светопрозрачные конструкции. При этом для экструзионного процесса используют сплавы 6ххх серии, которые в отличие, например, от 7ххх серии относятся к «мягкой» группе.
Полуфабрикаты первичного алюминия поступают на завод, производящий профиль, в виде биллетов – экструзионных столбов. Это входной материал для машин-экструдеров, в которых при помощи продавливания (экструзии) и формируется алюминиевый профиль.

 

Если говорить о теплом алюминиевом окне в контексте создания продукта для массового жилищного строительства, то неплохие результаты достигнуты в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. В целом, потенциал в квадратных метрах, тоннах алюминия и погонных метрах профилей для светопрозрачных конструкций в восьми крупнейших городах страны примерно равен Москве и Санкт-Петербургу.
Среди основных современных трендов эксперты отмечают отказ от ПВХ-решений в пользу алюминиевых окон в сегменте жилья комфорт-класса. Характерен пример строительства ЖК Forst на Автозаводской улице в Москве – проект ПИК, крупнейшей строительной и девелоперской компании страны. Первоначально объект проектировался с фасадами с ПВХ-окнами, но затем был заключен контракт на поставку почти 17 тысяч кв. метров алюминиевых окон.
На объектах ПИК в сегменте массового индивидуального жилищного строительства также внедряются алюминиевые решения. Согласно разработанной для этого сегмента программе в пяти локациях в пределах 20 км от МКАД были приобретены крупные участки земли, на которых планируется возвести более пяти тысяч домов. Первый дом был собран с алюминиевыми окнами, хотя изначально проект предусматривал установку ПВХ-конструкций.

По подсчетам экспертов Алюминиевой Ассоциации, только при реализации названных проектов ежегодный прирост потребления алюминия составит более 5 тыс. тонн.
Другой крупный российский девелопер – Группа компаний «Самолет», работающая в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленобласти, – анонсировал программу отказа от ПВХ-окон в пользу алюминиевых. В компании видят тенденцию роста спроса на увеличенные светопрозрачные конструкции и хотят делать их «в пол», большими. И тут без алюминиевого профиля никак не обойтись. Благо на рынке уже есть разработанное ранее алюминиевое окно для массового жилищного строительства, оптимизированное по характеристикам и стоимости. Применение алюминиевых решений при реализации запланированных на 2023 год пилотных проектов компании «Самолет» может обеспечить прирост потребления алюминия более 20 тысяч тонн.

На пути к коттеджу

Сейчас алюминиевые конструкции – это в большей степени корпоративный рынок В2В, только недавно алюминиевое окно пришло в потребительский сектор. Но уже сейчас соотношение В2В и В2С секторов выравнивается: 53% и 47% соответственно.
Данные за 9 месяцев 2022 года показывают, что частное домостроение составляет уже 60% от площади вводимого жилья, а это значит, что применение алюминиевых конструкций для В2С-сегмента растет опережающими темпами. Алюминиевые окна, застекленные веранды, сдвижные стеклянные стены, оранжереи, теплицы – это неполный перечень применяемых в малоэтажной застройке и частных домостроениях красивых конструкций из алюминия.
Любопытно, что в отличие от прошлых лет, заказчики сегодня уже имеют представление об алюминиевом окне, а ПВХ-окно рассматривают исключительно в качестве экономварианта. При этом покупатели предъявляют все большие требования к качеству окна, к его размерам, форме, светопропусканию и долговечности. Спрос на алюминиевые окна на рынке частного заказчика быстро растет.

Вид на перспективу

Несколько лет назад, когда в России запускали проект алюминиевых окон для массового жилья, их доля на рынке не превышала 5%. Сегодня этот показатель составляет 21%. За последние пять лет число жилых комплексов, где в массовом порядке применяются алюминиевые окна, значительно увеличилось.
Говоря о перспективах развития технологий СПК, эксперты отмечают несколько векторов. Во-первых, все больше востребованы панорамные системы с повышенной светопропускающей способностью, а значит, будет расти спрос на большую площадь остекления и узкие рамы.
Во-вторых, есть тенденция к комбинированию различных материалов: алюмодеревянные и деревоалюминиевые окна, ПВХ с накладками из алюминия и другие комбинации. В-третьих, в конструкцию окна закладываются функции шумоподавления (если ваши окна выходят на автомагистрали), интегрируются ламели и другие солнцезащитные элементы, система автоматического проветривания, регулировки автозатемнения и инсоляции, другие сервисные компоненты умного дома. Сейчас этот тренд характерен для премиум-сегмента, но за три или пять лет дорогие технологии становятся доступными, стоимость продукта снижается. Нет сомнения в том, что в недалеком будущем он затронет и рынок массового жилья.

Руководитель сектора «Строительство» Алюминиевой Ассоциации Ольга Огородникова: «Считаю, что объемы реализации алюминиевого теплого профиля для изготовления окон должны быть не менее 50 – 60 тыс. тонн в год только для оконных конструкций. Это вполне реально. Есть корпоративный рынок с новым жильем, вторичный рынок, где меняется окно. Уверена, что через три-четыре года наступит эра алюминиевого окна на вторичном рынке».

Не будем забывать и о теме низкого углеродного следа – она, как считают эксперты рынка, останется значимой и в будущем. Поэтому решения на основе алюминия, который производится с использованием возобновляемых источников энергии и легко поддается переработке, окажутся вне конкуренции, когда речь зайдет, например, о «зеленой» ипотеке и других подобных программах.

Ошибка при вводе логина или пароля!