Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


К обсуждению ГОСТ 23166-2021 и ситуации вокруг него

Уже несколько лет проходят бурные обсуждения стандарта ГОСТ 23166. Под этим номером в системе стандартов сначала СССР, затем межгосударственных стандартов разрабатываются и вводятся нормы, устанавливающие требования к изделиям для заполнения оконных проемов. Специалисты оконной отрасли и строители, участвующие в процессе нормирования оконных изделий и конструкций спорят и не могут найти общий язык не только к установлению требований, но и к названию – объекту стандартизации. Сегодня мы публикуем первую часть обзора по теме.

Часть 1. История появления ГОСТ 23166
1.1. Нормирование в оконной отрасли до 1999 г.

Стандартизация в СССР начинает свой отсчет с 1925 года. 15 сентября 1925 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании Всесоюзного Комитета по стандартизации (ВКС) при Совете труда и обороны (СТО), положив начало государственной стандартизации в СССР.
Курс на стандартизацию строительства связан с максимальным применением сборных изделий заводской готовности. Разумеется, беспредельного количества таких изделий быть не может. Нужны ограничения форм и размеров этих изделий, количества их типов и т. п. Выполнение подобных условий невозможно без проведения работ по типизации и в конечном итоге по стандартизации изделий.
Типизацией называют техническое направление в проектировании строительства, которое позволяет многократно осуществлять строительство как отдельных конструкций, так и целых зданий и сооружений на основе отбора таких проектных решений, которые при экспериментальном применении оказались лучшими и с технической, и с экономической стороны. Соответствующие проекты таких решений называют типовыми.
При типизации происходит отбор наилучших конструктивных размеров оконных и дверных проемов и сборных изделий для них с целью многократного использования их в качестве типовых для массового строительства зданий. В целях индустриализации строительства и повышения степени сборности зданий на базе типовых деталей разработаны унифицированные детали и конструктивные элементы зданий. Типизация неразрывно связана с унификацией и стандартизацией.
В СССР действовал ГОСТ 23945.0-80 «Унификация изделий. Основные положения». В стандарте сформулированы цели и задачи унификации, установлены термины: унификация изделий, показатель унификации, типоразмерный ряд, типоразмер изделия, тип изделия, главный параметр, параметрический ряд.
Унификация изделий – приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей.
Унификация предполагает применение небольшого числа единообразных по форме и размерам элементов взамен большого количества типовых деталей. Унификация обеспечивает взаимозаменяемость элементов и возможность применения их для различных решений. Унифицированные детали разрабатывают с большей степенью точности, учитывая допуски размеров.
Понятие типоразмер оконного блока совмещает в себе тип оконного блока, его геометрическую форму и размеры. Типоразмерный ряд оконных блоков – это ряд изделий с единым конструктивным решением, отличающихся между собой размерами элементов, а также относительной площадью и вариантами остекления, но с одним архитектурным рисунком. Применение метода возможно в том случае, если промышленность региона выпускает изделия, обеспечивая их взаимозаменяемость и универсальность.
Подразумевается возможность замены одного изделия другим (или несколькими другими) без изменения параметров здания. К взаимозаменяемым параметрам относятся также материалы изделий и их конструктивные решения.
Под универсальностью же понимается возможность применения одних и тех же изделий или деталей для зданий различных видов и назначения. Например, для зданий производственных и гражданских. Наиболее совершенные и качественные в техническом отношении типовые изделия, отобранные после многократного их изготовления и внедрения, стандартизируют, т. е. превращают их в стандартные строительные элементы, обязательные для применения при проектировании и строительстве.
На эти изделия выпускались ГОСТы (государственные общесоюзные стандарты на типы, конструкции и размеры, в которых были установлены строго определенные размеры, форма изделий; требования к их качеству устанавливались в стандартах на технические условия).
Основной для унификации и стандартизации геометрических параметров служит модульная координация размеров в строительстве (МКРС).
Типоразмер заводского изделия содержит в себе несколько марок (вариаций) изделий внутри данного типоразмера, отличающихся по каким-либо другим техническим и технологическим признакам.
Качество и свойства материалов, деталей и полуфабрикатов также стандартизируют. Регламентируют эти параметры ГОСТы и ОСТы. Они содержали номенклатуру материалов и изделий для строительства, основные требования к показателям важнейших свойств, условиям комплектации, маркировки, перевозки и хранения. Для материалов, на которые нет ГОСТов, допуски принимали по единым каталогам, Техническим условиям (ТУ) на их изготовление или указаниям, приведенным в СНиПах.
Стандартизацией называют государственную систему Единых норм и правил по технологии изготовления, номенклатуре и качеству изделий, методам их испытания и контроля, маркировки и хранения, применению при проектировании и в строительстве. Основной задачей стандартизации является регламентация параметров изделий с целью максимального сокращения типоразмеров.
Строительство и промышленность строительных материалов были ориентированы на типовые здания и сооружения: жилые, общественные, промышленные. Соответственно вся продукция строительства – здания и сооружения, за исключением уникальных, – выпускалась по типовым проектам с использованием типовых стандартизованных материалов и изделий заводского изготовления. Выпуск и применение строительной продукции регламентировались государственными стандартами, структурированными в системы норм согласно отраслевому принципу в строгом соответствии с базовыми основополагающими стандартами.
К 80-м годам прошлого века из недр этой системы вышло порядка 22 тыс. документов. К строительной сфере, помимо ГОСТов и СНиПов, относились СП (своды правил по проектированию и строительству), РДС (руководящие документы в строительстве), ТСН (территориальные строительные нормы), СТП (стандарты предприятий строительного комплекса) и СТО (стандарты общественных объединений). Во времена расцвета плановой экономики вся система стандартизации была своеобразным инструментом управления экономической деятельностью на уровне государства как единственного заказчика всех проектов. Стандарты были обязательны к применению, а их несоблюдение каралось по всей строгости закона. Главным заинтересованным лицом в работе со стандартами такого рода было само государство, целиком и полностью финансировавшее процесс. И, как показало время, такой подход в строительстве был оправдан: даже в экстремальных условиях Крайнего Севера постройки советской эпохи эксплуатируются до сих пор.
Однако в 1990-х годах, с приходом в экономику рыночных отношений, столь жесткое регулирование стало препятствовать внедрению и развитию новых технологий строительства. От стандартов требовалось, чтобы они всегда шли на шаг впереди эволюционирующей отрасли, а вместо этого они сковывали строителей и производителей материалов «по рукам и ногам» чрезмерным нормированием и контролем. Но главная проблема заключалась даже не в этом, а в постоянном устаревании нормативов.

1.2. Стандартизация в условиях рыночной экономики

Чтобы реформировать систему стандартизации в соответствии с требованиями времени, в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», согласно которому требования стандартов разделялись на обязательные и рекомендуемые. А спустя три года был принят Федеральный закон «О стандартизации», конкретизировавший, какие именно нормы можно отдать «на откуп» бизнесу. Строительной сферой, согласно новому закону, заведовал Госстрой РФ (Государственный комитет РФ по делам строительства и архитектуры).
Одновременно, с начала 1990-х годов, советская (а впоследствии и российская) система стандартизации начала свою интеграцию в мировую экономику. На территории нашей страны разрешалось применение некоторых зарубежных стандартов, а собственные стандарты проходили проверку на совместимость с международными аналогами. Кроме того, с формирования Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации началась работа по разработке общих стандартов с партнерами из стран СНГ.
90-е годы прошлого века можно назвать переходными для системы стандартизации, которая трансформировалась из средства управления в плановой экономике в инструмент согласования интересов строителя, заказчика и государства в экономике рыночной. Некоторые преобразования уже немного адаптировали систему к новым условиям, но произведенных изменений было явно недостаточно. К примеру, процесс подтверждения соответствия стандарту оброс официальными и неофициальными платежами, усложнявшими жизнь бизнесу и плодившими фальсификации.
В начале нового тысячелетия была проведена масштабная реформа системы стандартизации, необходимость которой определило новое положение страны на международном рынке, в частности, интеграция в систему международной торговли (вступление в ВТО) и развитие совместных проектов с зарубежными партнерами. Вместо закона «О стандартизации» в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании».
Госстандарт был преобразован в Ростехрегулирование, но реформа не ограничилась административными преобразованиями. Главной ее задачей было привести внутрироссийскую систему стандартизации в соответствие с международной практикой, в частности, с требованиями ВТО. Одним из серьезных шагов на этом пути стал перевод оставшихся «обязательных» требований стандартов в разряд рекомендуемых, по европейскому образцу. Обязательными остались лишь технические регламенты, содержащие минимальный закрытый список требований.
Один из регламентов напрямую касается строительной сферы: «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений». Стоит отметить, что именно в строительстве целый ряд стандартов и правил остался в числе обязательных, перекочевав в технический регламент из старых нормативных документов. Кроме того, была несколько сокращена иерархия стандартов: поэтапно были упразднены существовавшие ранее отраслевые стандарты, введена практика декларирования (вместо сертификации) и т. п. Строители и производители стройматериалов получили возможность в добровольном порядке использовать международные стандарты, если те не противоречат положениям технических регламентов.
Таким образом, в первой половине 90-х годов структура системы нормативных документов в строительстве включала в себя комплексы документов, сгруппированных по их категориям, в соответствии с обязательным приложением Б к СНиП 10-01-94. В соответствии с этим СНиПом нормативные документы в строительстве подразделяются на следующие виды: федеральные, субъектов РФ, производственно-отраслевые и прочие (табл. 1).
Нормативные документы формируют Федеральный информационный фонд, который ведется с 30-х годов ХХ века и насчитывает более 29 тысяч единиц документов. Основу составляют стандарты. Все стандарты были разделены на виды и системы стандартов.

Виды стандартов:
1. Основополагающие стандарты
2. Стандарты на термины и определения
3. Стандарты на продукцию
4. Стандарты на процессы
5. Стандарты на услуги
6. Стандарты на методы контроля

Системы основополагающих стандартов:
1. Система стандартизации в РФ (ГОСТ Р 1)
2. Система разработки и постановки продукции на производство СРПП
3. Государственная система обеспечения единства измерений
4. Система стандартов безопасности труда
5. Система стандартов в области охраны природы
6. Единая система конструкторской документации ЕСКД
7. Единая система технологической документации ЕСТД
8. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
Необходимо обратить внимание на стандарты, устанавливающие систему показателей качества: системы 4.200. Установленные показатели качества продукции конкретизируются в стандартах в технических требованиях на продукцию.

1.3. Нормирование оконной отрасли к началу столетия

К началу века была реализована концепция нормирования оконной отрасли, сформированная в Управлении технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя.
Общая схема была неким компромиссным решением между ранее существовавшей системой и потребностями рынка с учетом внедряемых европейских технологий.
Предложенная концепция определила структуру всей системы и задала план работы по стандартизации отрасли на последующие двадцать лет. В центре системы стандартов стоял ГОСТ 23166-99, разработанный взамен ГОСТ 23166-78.

ГОСТ 23166-99
Дата введения 2001.01.01
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные дверные блоки (далее – оконные блоки или изделия) из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.
Стандарт не распространяется на светопрозрачные фасадные системы, зенитные фонари, а также на изделия специального назначения (противовзломные, пуленепробиваемые, противопожарные и др.).
Стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции оконных блоков, а также их комплектующие детали.
Требования настоящего стандарта являются обязательными (кроме оговоренных в тексте стандарта как рекомендуемые или справочные).
Стандарт может быть применен для сертификации изделий.
Ключевые слова: оконные и балконные дверные блоки, деревянные, пластмассовые, металлические, определения, классификация, параметры, размеры, требования, приемка, контроль.

Содержание
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Классификация и условное обозначение
5. Технические требования
5.1. Общие требования к конструкции
5.2. Размеры и предельные отклонения
5.3. Характеристики
5.4. Требования к материалам и комплектующим деталям
5.5. Уровень заводской готовности и комплектность
5.6. Маркировка
6. Правила приемки
7. Методы контроля
8. Упаковка, транспортирование и хранение
9. Общие требования к монтажу и эксплуатации
10. Гарантии изготовителя
Приложение А. Термины и определения
Приложение Б. Порядок определения классов воздухо- и водопроницаемости
Приложение В. Пример заполнения паспорта оконного блока
Приложение Г. Сведения о разработчиках стандарта
Интересно провести сравнение концепций этих двух стандартов, разделенных 20-ю годами. Однако оставим данный вопрос для специалистов в области стандартизации. Отметим только, что при сравнении содержания стандартов видно появление трех новых разделов (3, 9, 10) и трех приложений. Другие разделы сохранены, но наполнены новым содержанием с учетом изменения объекта стандартизации и применения новых материалов и технологий. Часть информации, ранее содержавшейся в информационном блоке стандарта, выделена в самостоятельные разделы (1, 2).
Появление разделов 3 и 9 объяснимо необходимостью дать соответствующую информацию участникам рынка в отсутствие необходимых пособий и норм.
Что же касается раздела 10, то разработчик объяснил появление данного раздела в документе технического регулирования некоторыми общеправовыми проблемами рынка.
Безусловным новшеством явилось введение классов по основным эксплуатационным характеристикам. Далее при установлении классов характеристики именуются показателями.
«4.7. Изделия классифицируют по основным эксплуатационным характеристикам: приведенному сопротивлению теплопередаче, воздухо- и водопроницаемости, звукоизоляции, общему коэффициенту пропускания света, сопротивлению ветровой нагрузке, стойкости к климатическим воздействиям».
Внимание! Эксплуатационные характеристики появляются только в составе окон, т. е. уже установленных в оконные проемы изделий, а не в процессе производственного цикла.

ГОСТ 23166-78
Содержание
1. Классификация
2. Технические требования
3. Комплектность
4. Правила приемки
5. Методы контроля
6. Упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 23166-99
4.1. Оконные блоки классифицируют по следующим признакам:
– материалам рамочных элементов;
– вариантам заполнения светопрозрачной части;
– назначению;
– вариантам конструктивного исполнения;
– архитектурному рисунку;
– основным эксплуатационным характеристикам.
Первые два признака относят к признакам вида изделий.

ГОСТ 23166-78
1.1. Окна и балконные двери классифицируют по основным признакам: назначению; конструкции; числу створок в одном ряду; направлениям открывания створок; способам открывания створок; устройствам для проветривания помещений; материалам заполнения светового проема створок; конструкциям притвора створок; влагостойкости; виду отделки.

1.4. Развитие системы нормирования отрасли
Стандарт ГОСТ 23166-99 сыграл огромную роль в становлении современного российского рынка. По итогам работы на протяжении 10 лет были высказаны определенные замечания и пожелания к положениям стандарта. Руководитель разработки стандарта Н. В.Шведов дал ответ на замечания в своей статье «О стандартизации оконных блоков, классификационных требованиях и стандартах EN 14351-1 и ГОСТ 23166», опубликованной в журнале «Светопрозрачные конструкции» в 2010 году.
В том же 2010 году Н. В. Шведов совместно с ООО НИУПЦ «Межрегиональный институт окна» предложил концепцию развития системы стандартов.

Тезисная концепция развития нормативной базы на оконные и балконные дверные блоки (светопрозрачные конструкции)

1. Оконные и балконные дверные блоки (далее – оконные блоки) относятся к строительным изделиям, определяющим не только архитектурный облик современных зданий, но и в значительной степени их энергоэффективность, безопасность эксплуатации и условия проживания и работы людей. Развитие высотного строительства, необходимость защиты людей и помещений от разного рода экстремальных воздействий в последнее время повысило требования к этим изделиям. Неслучайно все ведущие страны Европы имеют строительные институты и общественные организации, активно работающие по постоянной актуализации нормативной базы именно на оконные блоки и комплектующие материалы к ним. Российская нормативная база на эти изделия также имеет, казалось бы, современную основу в виде более чем тридцати стандартов, разработанных за последние годы. Однако быстрое развитие отрасли ставит все новые задачи перед техническим нормированием и требует пересмотра действующих стандартов не реже, чем раз в десять лет. Кроме этого, на рынок строительных изделий стремительно выходят новые виды стекла, оконной фурнитуры, отделочных материалов. Наблюдается также отставание группы стандартов, связанных с испытаниями изделий.
2. Основное принципиальное отличие российской нормативной базы от зарубежной состоит в том, что в основе отечественной нормативной базы на оконные блоки традиционно лежат стандарты на изделия: оконные блоки из дерева, ПВХ и т. д. Такой вид стандартов в Европе и США до настоящего времени отсутствует.
С другой стороны, западная нормативная база включает в себя все большее число стандартов на расчетные методы определения эксплуатационных характеристик изделий, которые в отечественной базе почти полностью отсутствуют. Тем не менее, принципиальных отличий в подходах к техническому нормированию оконных блоков в нашей стране и за рубежом нет. Отставание, которое имеет место на сегодняшний день, связано с тем обстоятельством, что объемы финансирования разработки стандартов в нашей стране (и в СНГ) на два порядка ниже, чем в странах СЕН или США (суммарные объемы частного и государственного финансирования).
3. Примечательно, что отечественная нормативная база на светопрозрачные конструкции имеет существенную специфику по сравнению с нормативной базой на другие строительные конструкции. Если стальные, алюминиевые, деревянные и другие конструкции имеют соответствующие собственные строительные нормы и правила (СНиП), устанавливающие комплекс требований к их проектированию и расчету, то светопрозрачные конструкции (в первую очередь фасадные и оконные) такого документа не имеют. Это обстоятельство вызывает определенные перекосы в нормировании, когда стандарты на оконные блоки включают в себя нормы, которые должны присутствовать в документах вида СП или СНиП (например, основополагающий ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические требования» включает в себя условия ограничения применения оконных блоков различных конструкций в строительстве).
Уместно отметить, что ни отечественное, ни зарубежное нормирование не вышло на уровень комплексного нормирования оконных блоков. Имеется в виду то, что повышение отдельных эксплуатационных показателей оконных блоков приводит к снижению других. Например, повышение теплотехнических характеристик почти всегда снижает их светопроницаемость. Практически неустранимо противоречие между повышением воздухонепроницаемости конструкций и требованиями воздухообмена в помещениях. Требования к звукоизоляции оконных конструкций в режиме проветривания, заложенные в строительных нормах, как правило, невыполнимы.
4. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос нормирования светопрозрачных навесных фасадов и модульных блоков современных зданий. Здесь полностью отсутствуют национальные стандарты, поэтому комплектующие изделия для монтажа конструкций изготавливают по документам вида технических условий (ТУ) или технических свидетельств, в которых отсутствуют правила приемки изделий, что категорически недопустимо. Тем более что узаконенных работающих методик по прочностным расчетам и определению долговечности таких конструкций в практике отечественного строительства не существует.
5. Из изложенных выше соображений вытекают следующие тезисы концепции технического нормирования в области светопрозрачных конструкций:
– необходима первоочередная разработка свода правил (СП) на проектирование светопрозрачных конструкций при одновременном проведении ревизии действующих СНиП с целью устранения многочисленных противоречий нормирования требований к светопрозрачным конструкциям;
– следует активизировать плановую разработку национальных стандартов на светопрозрачные конструкции и комплектующие материалы к ним, а также методы их испытаний (в том числе расчетные);
– учитывая различные подходы к стандартизации оконных блоков в отечественном и западном нормировании, необходимо и возможно осуществление позиции «непротиворечия» между соответствующими документами при как можно более полном соответствии методов испытаний и подходов к классификации изделий;
– необходимо государственное финансирование разработки расчетных методов определения эксплуатационных характеристик изделий и их комплексной оценки (так как внебюджетное финансирование этих работ весьма проблематично);
– параллельно с разработкой свода правил (СП) на проектирование светопрозрачных конструкций необходимо разработать специальную программу технического нормирования фасадных светопрозрачных конструкций.

НИУПЦ «Межрегиональный институт окна», Москва
Поскольку развитие системы предполагало разработку новых норм, была предложена обобщенная схема, в которой каждому блоку соответствовала развитая система стандартов.

В рамках развития данной концепции НИУПЦ МИО выполнил разработку новых редакций трех стандартов ГОСТ 23166, ГОСТ 30673 и ГОСТ 30674. Указанные редакции были предложены для публичного обсуждения. Однако они были заблокированы в ТК 465.
Согласно концепции, специалистами НИУПЦ МИО при технической и материальной поддержке Ассоциации НОСТРОЙ совместно со специалистами ведущих институтов страны и представителями оконной отрасли был разработан и после публичного обсуждения в 2011 году утвержден комплекс стандартов Ассоциации «Национальное объединение строителей» «Конструкции ограждающие светопрозрачные. ОКНА». В комплекс вошли три стандарта: «Часть 1. Технические требования к конструкциям и проектированию»; «Часть 2. Правила производства монтажных работ, контроль и требования к результатам работ»; «Часть 3. Правила обследования технического состояния в натурных условиях».
Данные стандарты прошли проверку жизнью и по предложению Л. С. Бариновой, поддержанному членами ТК 400 и ассоциацией НОСТРОЙ на основе двух из них были разработаны два межгосударственных стандарта ГОСТ 34378-2018 и ГОСТ 34379-2018.
Так был решен вопрос о разработке блока стандартов на производство строительно-монтажных работ при устройстве СПК и контроле технического состояния СПК. Вопрос же о проектировании и технических требованиях к окнам и конструкциям остался открытым. Равно остался нерешенным вопрос актуализации ГОСТ 23166.
Попытку проведения актуализации стандартов ГОСТ 23166, ГОСТ 30673 и ГОСТ 30674 предпринял СППП. Однако в очередной раз проекты новых редакций ГОСТ 23166 и ГОСТ 30674 были заблокированы в ТК 465. Был утвержден после долгих дебатов лишь один межгосударственный стандарт: ГОСТ 30673. Союзом производителей полимерных профилей была предпринята попытка реализации разработанной им концепции нормирования отрасли через создание своей добровольной системы стандартизации. В течение трех лет специалистами компаний союза при поддержке ряда институтов были разработаны около 30 стандартов ассоциации СТО СППП. Стандарты прошли согласование и были зарегистрированы в системе Стандартинформ для добровольного применения. В дальнейшем планировалось на их основе создать национальные стандарты. Но работа остановилась после реорганизации союза.
Вопрос актуализации ГОСТ 23166 остался открытым.

Часть 2. Новые разработки стандарта ГОСТ 23166

Приказом Росстандарта от 30 декабря 2016 года №2034 был создан технический комитет ТК 144 «Строительные материалы (изделия) и конструкции». За комитетом в числе других были закреплены объекты стандартизации в соответствии с кодами по ОКПД 2 и ОКС «двери и окна». В 2017 году в рамках разграничения областей деятельности приказом от 22 марта 2017 года №613 было проведено разграничение областей деятельности ТК 144 и ТК 465.
ПК 6 совместно с НОКС организовал обсуждение концепции развития системы нормирования оконной отрасли и подготовил программу разработки стандартов. Важным событием в организации работы по стандартизации стало расширенное заседание ПК 6, прошедшее 04.04.2017 г.
4 апреля 2017 года в конференц-зале Алюминиевой ассоциации состоялось заседание подкомитета (ПК) «Окна, двери, светопрозрачные конструктивные элементы» (старое название «Светопрозрачные изделия и конструкции») Технического комитета по стандартизации ТК 144 «Строительные материалы и изделия». Заседание прошло под председательством руководителя подкомитета Тамары Дацюк. Участие в заседании приняли зампредседателя ТК 144 Константин Жиляев, председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко, сопредседатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская, председатель ТК 099 Александр Тарада, члены подкомитета ТК 144, представители организаций и предприятий, осуществляющие сотрудничество с ТК 144. Список участников заседания был размещен на сайте. Председатель подкомитета внесла на рассмотрение новое название подкомитета. Члены подкомитета утвердили новое название подкомитета «Окна, двери, светопрозрачные конструктивные элементы». Участники заседания согласились с новым названием и внесли его на рассмотрение в Росстандарт.
По поручению Т. Дацюк план работы подкомитета на март-декабрь 2017 года представил директор ООО «ЦНИСК» Е. Черненко. План был согласован и размещен на сайте. Собравшихся ознакомили с проделанной работой.
В соответствии с планом работы была подготовлена концепция разработки стандартов в рамках системы стандартизации СПК. Концепция прошла обсуждение на совещании в Санкт-Петербурге 22 марта 2017 года. Евгений Черненко сообщил о предварительно проделанной в этом направлении работе и рассказал о стандартизации и анализе состояния нормативной базы в области светопрозрачных конструкций. Участникам заседания представлена презентация «Стандартизация СПК». Ранее, 28 марта, презентация системы проведена на заседании ПК 3 ТК 400, вызвала живой интерес и была рекомендована к дальнейшей разработке.
Тамара Дацюк обратила внимание членов ПК на необходимость при разработке стандартов придерживаться разработанной концепции, опираясь на апробированные СТО и ТУ организаций. Директор НИУПЦ «Межрегиональный институт окна» А. Куренкова рекомендовала при подготовке заявок на разработку стандартов учитывать предложенную в концепции систему.

Приказом от 29 июня 2017 года №1424 были уточнены объекты стандартизации в соответствии с кодами ОК 034-2014 и ОКПД 2 и утверждена структура ТК 144, в рамках которой выделен подкомитет ПК 6 «Окна, двери, светопрозрачные конструктивные элементы». Руководителем ПК 6 была назначена Дацюк Т. А. (СПбГАСУ), заместителем – Файзиев С. А. (НОКС).
В программу разработки стандартов включили разработку нескольких десятков стандартов (около 40), в том числе разработку новой редакции ГОСТ 23166. Однако ТК 465 заявил, что им уже разработан проект стандарт и позднее представил проект на обсуждение.
Представленный на обсуждение проект ГОСТ 23166 Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия вызвал серьезную дискуссию и получил много замечаний от участников рынка.
На полях 4-го фасадного конгресса 13.09.2017 г. состоялась встреча по обсуждению проекта новой редакции ГОСТ 23166.
Изучив представленный проект, а также полученные ко времени встречи отзывы (получено свыше 200 замечаний), участники встречи пришли к общему мнению:
1. Концепция представленного проекта стандарта ошибочна.
2. Название стандарта не соответствует основному содержанию проекта. Предложенное изменение названия стандарта нецелесообразно.
3. Заявленные в названии объект и аспекты стандартизации не соответствуют содержанию. Имеет место смешение различных объектов и аспектов стандартизации.
4. Объединение различных объектов и аспектов стандартизации в одном стандарте не обосновано.
5. «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие» являются результатом строительной деятельности, а «блоки оконные» являются результатом изготовления продукции в заводских условиях и, как объекты стандартизации, регулируются различно.
6. Ряд положений проекта не соответствует требованиям ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ и «О стандартизации» №162-ФЗ.
7. Проект стандарта не соответствует представленным на заседаниях ТК 144 и ПК 6 принципам нормирования СПК.
8. Проект стандарта ставит под сомнение утвержденный план разработки стандартов в ПК 6 ТК 144.
9. Принятие указанного варианта стандарта приведет к ограничениям в обращении продукции на рынке, необоснованному ограничению реализации изделий (оконных блоков) через торговую сеть (сеть специализированных магазинов строительной продукции) и может привести к сокращению рабочих мест.

Участники встречи предлагают:
1. Провести дополнительное обсуждение представленного проекта с привлечением всех заинтересованных сторон.
2. Результаты обсуждения рассмотреть на заседании ПК 6 в первой декаде октября 2017 г.
3. Создать специальную рабочую группу по обобщению полученных отзывов и подготовке общего заключения от ПК 6.
4. Подготовить письмо-обращение в Алюминиевую ассоциацию как одному из заявленных разработчиков и членов ТК 144 на имя Трищенко с просьбой об участии членов специальной РГ по рассмотрению проекта ГОСТ 23166 в заседании Ассоциации и предоставлении времени для выступления с предложениями по проекту ГОСТ.
5. Подготовить выступление-презентацию и предложения в адрес АА.
6. Направить письмо от имени ПК 6 руководителю ТК 144 и ответственному секретарю ТК 144 с информацией о проекте ГОСТ 23166.
7. Направить информационные письма и провести встречи со смежными подкомитетами ТК 144 по обсуждению проекта ГОСТ.
8. Доработать концепцию новой редакции ГОСТ 23166. Сохранить для ГОСТ 23166 объект стандартизации «блоки оконные», уточнить аспекты стандартизации. Выделить нормативные положения по объекту стандартизации «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие» в отдельный документ. Рассмотреть целесообразность выделения «классификационного стандарта» в отдельный документ, аналогичный европейскому EN 14351.
9. Подготовить проект ТЗ на новую редакцию ГОСТ 23166 «Блоки оконные. Технические требования» к 20.09.2017 и представить его на рассмотрение членам ПК 6 и АА.
26 октября 2017 года состоялось заседание ПК 6 «Окна, двери, светопрозрачные конструктивные элементы» ТК 144 «Строительные материалы и изделия», на котором прошло обсуждение разработанной и представленной на обсуждение первой редакции проекта ГОСТ 23166-2017. На заседании была заслушана информация о полученных в ходе обсуждения отзывах и предложениях от рабочей группы, созданной по решению руководителя ПК 6. В целом отзыв содержит 21 страницу основного текста и 23 страницы предложений компаний.
В Приложении 4 приводится отзыв рабочей группы по проекту.
В отзыве представлены основные замечания к проекту стандарта в целом, замечания к структуре и содержанию проекта, к отдельным разделам стандарта в целом, приведены примеры несоответствия положений стандарта требованиям основополагающих стандартов и нормативных актов. Даны ссылки на многочисленные сводки отзывов, указывающих не недостатки тех или иных пунктов представленной редакции. Также детально было обосновано концептуальное несоответствие редакции ГОСТ 23166 заявленному в наименовании стандарта объекту и аспектам стандартизации. Приведены примеры положений проекта, противоречащих действующим стандартам, федеральным нормативно-правовым актам. Обращено внимание собравшихся на отсутствие определения «безопасности конструкций оконных и балконных» при наличии специального раздела 6 и установлении требований к элементной базе конструкций. Отмечены ошибки в применении терминов, установленных в базовых стандартах системы СПДС. В проект стандарта включены требования, которые выходят за рамки представленного стандарта и устанавливаются иными нормативными документами. Рабочая группа отметила, что в полученных отзывах отмечается излишняя регламентация к исполнению конструкций, имеет место дублирование положений действующих стандартов, много ссылок на национальные стандарты РФ.
Члены собрания единодушно высказались в поддержку изложенных замечаний. Обсуждали дальнейшие шаги по исправлению сложившейся ситуации. С предложениями по последовательности и содержанию действий выступил заместитель руководителя ТК 144 Жиляев К. А.
Решили:
– рекомендовать переработать концепцию проекта стандарта с учетом высказанных замечаний;
– направить отзыв в секретариат ТК 144 и разработчикам.

Рассмотрение редакции ГОСТ 23166-2021 будет представлено во второй части статьи в следующем выпуске журнала.

Черненко Е. Н.

Ошибка при вводе логина или пароля!