Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


О необходимости разработки новых норм

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться,
что мы не знали таких очевидных вещей.
Луций Анней Сенека
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы,
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
К. Прутков

Профессиональным сообществом продолжается активное обсуждение ряда болевых для отрасли вопросов. В их числе вопрос о месте и роли ГОСТ 23166, об этом было несколько публикаций в выпусках нашего журнала [1 – 4]. Завершается обсуждение новой редакции ГОСТ 30674. Пока специалисты не пришли к общему мнению, раскол в отрасли продолжается. Почему ведущие специалисты и крупнейшие «игроки рынка» не могут договориться – это тема отдельной статьи. Возможно, прежде чем браться за разработку стандартов, необходимо определиться со стратегией работы по нормированию. Перейти в результате от декларируемого системного подхода к разработке реальной системы стандартов, обозначить четкие приоритеты и провести анализ действующих норм. В этой связи вспоминается статья руководителя разработки комплекса стандартов Н. В. Шведова, написанная 15 лет назад. В статье были изложены тезисы развития нормативной базы (приводим эту короткую статью). Прошло время. Но вопросы, поставленные в статье, не решены. В первую очередь отсутствует основной документ, с которого начинается жизнь любой светопрозрачной конструкции (далее – СПК). Вопрос о жизненном цикле окна был рассмотрен в статье «Производство окон – что и как» [5]. Первым этапом производства является проектирование. Но свода правил на проектирование СПК нет. Мы уподобляемся строителям, которые строят стены и крышу здания, не заложив фундамент. Что бывает с таким домом при неблагоприятных условиях?
Но вместо того чтобы заниматься основным документом, Росстандарту и отрасли предлагают разрабатывать и финансировать другие документы. Без которых якобы невозможно отрегулировать взаимоотношения изготовителей и потребителей СПК, а суды по их спорам не могут выносить справедливые решения.

Сегодня мы рассмотрим необходимость разработки одного из таких стандартов. С данным предложением в Росстандарт вышло несколько уважаемых в отрасли предприятий. Почему? Извечный вопрос, сформулированный много веков назад: «Кому это выгодно (Cui bono? Cui prodest?)». Оставим этот вопрос за скобками. Рассмотрим только два аспекта вопроса: общеправовой и нормативно-технический.
Итак, предлагается разработать новый стандарт ГОСТ Р «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Порядок определения гарантийного срока эксплуатации. Правила и контроль выполнения».

Общеправовой аспект вопроса

Заявленный соискателями аспект стандартизации: установление порядка, правил и контроля при определении гарантийного срока эксплуатации конструкций оконных и балконных светопрозрачных ограждающих.
Начнем, как говорится, «от печки», а именно с термина «гарантийный срок эксплуатации». В действующем законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании (федеральные законы [6 – 9]) отсутствует понятие «гарантийный срок эксплуатации». Понятие «гарантии производителя», «гарантийный срок», «срок службы» и ряд сопутствующих терминов установлены гражданским законодательством, а именно Гражданским кодексом Российской Федерации [10] и другими законами [11, 12, 13].
То есть нам предлагается нормировать отсутствующее понятие, точнее, понятие из другой сферы. Выглядит это как предложение в ботанике рассматривать математические понятия.
Рассмотрим представленное в предложении обоснование необходимости разработки данного документа. В нем сказано:
«4. Цель разработки (актуализации) стандарта
В структуру современных стандартов (типа ОТУ, ТУ) входит раздел «Гарантийные обязательства» и требования к гарантийному сроку эксплуатации, т. е. устанавливается срок, в течение которого изготовитель обязан провести полную или частичную замену изделия при обнаружении неисправностей…»

Однако ссылки на необходимость включения раздела «Гарантийные обязательства» в стандарты несостоятельны, так как основополагающими стандартами РФ данный раздел не требуется. Требования к гарантийному сроку службы были обязательны в стандартах на продукцию в СССР. Вопрос о гарантиях изготовителя рекомендовано включать в межгосударственные стандарты. В Российской Федерации после принятия закона «О техническом регулировании» [6] вопросы о гарантиях полностью переведены в область гражданского права и требования гарантийных обязательств установлены в Гражданском кодексе [10] и других законах [11, 12, 13].
Читаем обоснование далее.
«6. Основание разработки стандарта
… Основанием для разработки стандарта является отсутствие конкретного НД по заявленной теме, что позволяет как изготовителям продукции, так и потребителям использовать ситуацию с отсутствием конкретных правил по установлению гарантийных обязательств для предъявления взаимных претензий, порой граничащих с потребительским экстремизмом. Подобная ситуация наносит имиджевый и материальный ущерб производителям и материальный ущерб потребителям. Сегодня судебные органы занимаются разрешением споров между участниками процесса, что также является неправильным явлением, отвлекающим работников судов для решения проблем, которые можно и необходимо решать с применением современных нормативных методов, установленных в национальных стандартах».

Ссылка на необходимость освободить суды от разрешения споров по гарантийным обязательствам не только некорректна, но является вторжением в прерогативу судебного законодательства и противоречит российскому законодательству. Термин «потребительский экстремизм» является новомодным «техницизмом» и отсутствует в области права. Что касается судебных процессов по данному вопросу, то, как правило, они являются следствием неправильного оформления договорных отношений и технической документации при проведении работ. При надлежащем оформлении договоров на поставляемые заводские изделия и их последующий монтаж, полноте проектной и рабочей документации на СПК и разъяснении заказчику положений подписываемых документов, при соответствующем контроле выполнения строительно-монтажных работ конфликтов с судебными разбирательствами не возникает.
Действующим законодательством о техническом регулировании предусмотрена разработка и установление техническими регламентами и документами по стандартизации требований к продукции на всех этапах жизненного цикла, контроль за исполнением требований, правила оценки и подтверждения соответствия продукции, а также ответственность за несоблюдение требований [6 – 9].
«Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия» (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 21.07.2011 № 255-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ) [6].
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения [7, статья 3];
5) жизненный цикл здания или сооружения – период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения [7, статья 2].
В документах по стандартизации, в том числе в национальных стандартах должны устанавливаться:
28) характеристики безопасности здания или сооружения – количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности [7, статья 2].
Гарантийный срок эксплуатации конструкций оконных и балконных не является такой характеристикой. С точки зрения обеспечения безопасности конструкций необходимо рассматривать технические характеристики, обеспечивающие надежность конструкций и сохранение ими заложенных в проектной и рабочей документации эксплуатационных характеристик на протяжении жизненного цикла. В настоящее время этот вопрос не нормирован в достаточной степени документами по стандартизации. В стандартах отсутствует понятие «жизненный цикл окна». Как правило, действующими стандартами установлены требования к изделиям заводской готовности и на стадии монтажа конструкций. Однако отсутствует необходимая проработка вопроса об изменении характеристик конструкций в процессе эксплуатации.

Выводы

1. Предложения о разработке нового национального стандарта не соответствуют области технического регулирования, в рамках которого предлагается разработать документ. Вопросы технического регулирования в Российской Федерации законодательно выделены в самостоятельную область права более двадцати лет назад. Сфера действия документов по техническому регулированию однозначно установлена действующим законодательством.
2. Вопрос о гарантиях изготовителя (поставщика) и гарантийных сроках достаточно полно установлен действующим законодательством РФ и не требует отдельного национального стандарта [5 – 8].
3. Прежде чем заявлять о необходимости разработки нормативно-технических документов, надлежит изучить действующее законодательство страны.
4. Действующим в отрасли профессиональным объединениям следовало бы больше внимания уделять вопросам технического регулирования. В первую очередь необходимо провести детальный анализ действующих документов по стандартизации, определить их актуальность и системность, разработать стратегию и концепцию развития системы нормативных документов, долгосрочную, среднесрочную и краткосрочные программы разработки документов на основе проведенного системного анализа. Определить приоритетные документы и очередность разработки.
5. Необходимо проработать вопрос об изменении технических характеристик светопрозрачных конструкций и их составных частей, в первую очередь оконных блоков, на стадии эксплуатации жизненного цикла. Привлечь к этой работе МГСУ и другие ведущие университеты и исследовательские организации. По итогам данной работы разработать нормативный документ или ввести соответствующие приложения в действующие документы.

ТЕЗИСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ НА ОКОННЫЕ И БАЛКОННЫЕ ДВЕРНЫЕ БЛОКИ (СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ)
Н. В. Шведов, лауреат почетного знака «За заслуги в стандартизации» Госстандарта РФ. ООО НИУПЦ «Межрегиональный институт окна», 2008 год
1. Оконные и балконные дверные блоки (далее – оконные блоки) относятся к строительным изделиям, определяющим не только архитектурный облик современных зданий, но и в значительной степени их энергоэффективность, безопасность эксплуатации и условия проживания и работы людей. Развитие высотного строительства, необходимость защиты людей и помещений от разного рода экстремальных воздействий в последнее время повысило требования к этим изделиям. Неслучайно все ведущие страны Европы имеют строительные институты и общественные организации, активно работающие над постоянной актуализацией нормативной базы именно на оконные блоки и комплектующие материалы к ним.
Российская нормативная база на эти изделия также имеет, казалось бы, современную основу в виде более чем тридцати стандартов, разработанных за последние годы. Однако быстрое развитие отрасли ставит все новые задачи перед техническим нормированием и требует пересмотра действующих стандартов не реже, чем раз в десять лет. Кроме этого, на рынок строительных изделий стремительно выходят новые виды стекла, оконной фурнитуры, отделочных материалов. Наблюдается также отставание группы стандартов, связанных с испытаниями изделий.
2. Основное принципиальное отличие российской нормативной базы от зарубежной состоит в том, что в основе отечественной нормативной базы на оконные блоки традиционно лежат стандарты на изделия: оконные блоки из дерева, ПВХ и т. д. Такой вид стандартов в Европе и США до настоящего времени отсутствует.
С другой стороны, западная нормативная база включает в себя все большее число стандартов на расчетные методы определения эксплуатационных характеристик изделий, которые в отечественной базе почти полностью отсутствуют.
Тем не менее, принципиальных отличий в подходах к техническому нормированию оконных блоков в нашей стране и за рубежом нет. Отставание, которое имеет место на сегодняшний день, связано с тем обстоятельством, что объемы финансирования разработки стандартов в нашей стране (и в СНГ) на два порядка ниже, чем в странах, которые являются членами CEN (Европейского комитета по стандартизации) или США (имеются ввиду суммарные объемы частного и государственного финансирования).
3. Примечательно, что отечественная нормативная база на светопрозрачные конструкции имеет существенную специфику по сравнению с нормативной базой на другие строительные конструкции. Если стальные, алюминиевые, деревянные и другие конструкции имеют соответствующие собственные строительные нормы и правила (СНиП), устанавливающие комплекс требований к их проектированию и расчету, то светопрозрачные конструкции (в первую очередь, фасадные и оконные) такого документа не имеют.
Это обстоятельство вызывает определенные перекосы в нормировании, когда стандарты на оконные блоки включают в себя нормы, которые должны присутствовать в документах вида СП или СНиП (например, основополагающий ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические требования» включает в себя условия ограничения применения оконных блоков различных конструкций в строительстве).
Уместно отметить, что ни отечественное, ни зарубежное нормирование не вышло на уровень комплексного нормирования оконных блоков. Имеется в виду, что повышение отдельных эксплуатационных показателей оконных блоков приводит к снижению других. Например, повышение теплотехнических характеристик почти всегда снижает их светопроницаемость. Практически неустранимо противоречие между повышением воздухонепроницаемости конструкций и требованиями воздухообмена в помещениях. Требования к звукоизоляции оконных конструкций в режиме проветривания, заложенные в строительных нормах, как правило, невыполнимы.
4. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос нормирования светопрозрачных навесных фасадов и модульных блоков современных зданий. Здесь полностью отсутствуют национальные стандарты, поэтому комплектующие изделия для монтажа конструкций изготавливают по документам вида технических условий (ТУ) или технических свидетельств, в которых отсутствуют правила приемки изделий, что категорически недопустимо. Тем более что узаконенных работающих методик по прочностным расчетам и определению долговечности таких конструкций в практике отечественного строительства не существует.
5. Из изложенных выше соображений вытекают следующие тезисы концепции технического нормирования в области светопрозрачных конструкций:
– необходима первоочередная разработка свода правил (СП) на проектирование светопрозрачных конструкций при одновременном проведении ревизии действующих СНиП с целью устранения многочисленных противоречий нормирования требований к светопрозрачным конструкциям;
– следует активизировать плановую разработку национальных стандартов на светопрозрачные конструкции и комплектующие материалы к ним, а также методы их испытаний (в том числе, расчетные);
– учитывая различные подходы к стандартизации оконных блоков в отечественном и западном нормировании, необходимо и возможно осуществление позиции «непротиворечия» между соответствующими документами при как можно более полном соответствии методов испытаний и подходов к классификации изделий;
– необходимо государственное финансирование разработки расчетных методов определения эксплуатационных характеристик изделий и их комплексной оценки (так как внебюджетное финансирование этих работ весьма проблематично);
– параллельно с разработкой свода правил (СП) на проектирование светопрозрачных конструкций необходимо разработать специальную программу технического нормирования фасадных светопрозрачных конструкций.

Литература к разделу

1. Миков В. Л. Анализ соответствия ГОСТ 231662021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» положениям нормативных документов РФ, таких как ГОСТ 1.5-2001, ГОСТ Р 1.5-2012, ГОСТ 1.3-2014, ГОСТ Р 1.7-2014, Р 50.1.075-2011. Оконное производство, выпуск 72
2. Черненко Е. Н. К обсуждению ГОСТ 23166-2021 и ситуации вокруг него. Оконное производство, выпуск 72
3. Черненко Е. Н., Миков В. Л. 20 лет новой системе технического регулирования в РФ. Оконное производство, выпуск 71
4. Миков В. Л. К выходу в свет ГОСТ 23166, «актуализированного» и в названии, и в содержании. Оконное производство, выпуск 66, с. 11-13
5. Черненко Е. Н., Миков В. Л. Производство окон – что и как? Оконное производство, выпуски 65, 68, 70
6. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021)
7. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
8. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации»
9. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2023)
10. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
11. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
12. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)

Черненко Е. Н., Миков В. Л., к. ф.-м. н.

Ошибка при вводе логина или пароля!