Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


К вопросу о гарантиях изготовителя оконных блоков

Оконный блок – светопропускающее изделие промышленного производства, предназначенное для заполнения оконных проемов в стенах и кровле. Его качество и срок службы зависят от качества материалов и комплектующих, используемых при его изготовлении, квалификации персонала. В общем случае срок службы оконного блока зависит и от профессионализма проектировщика объекта строительства, сделавшего правильный выбор конструктивного решения оконного блока применительно к проектируемому зданию или сооружению с учетом климатических и прочих условий. Нелишне упомянуть и зависимость срока службы оконного блока как элемента окна от правильности эксплуатации и своевременности проведения регламентных работ. И что, за все проблемы, возникшие при эксплуатации окна пользователем, отвечает изготовитель оконного блока?

Основополагающие межгосударственный ГОСТ 1.5-2001 [1] и национальный ГОСТ 1.5-2-12 [2] регламентируют наличие в структуре стандартов вида «Общие технически условия» и «Технические условия» раздела «Гарантии изготовителя», в котором устанавливают гарантийные обязательства, включая конкретную продолжительность и порядок исчисления гарантийного срока. А гарантийный срок применительно к оконному блоку что означает?
Гарантийные сроки устанавливают в стандартах и технических условиях с целью обеспечения стабильности показателей качества продукции, повышения ответственности изготовителей и охраны прав потребителей.
Согласно ст. 18 и 29 Федерального закона от 07.02.1992 за № 2300-1 «О защите прав потребителей» гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные вышеупомянутым законом.
Вполне очевидно, сам по себе оконный блок как товар не используется, и его недостатки при нормативном хранении не выявляются. По ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» (ст. 10.2) гарантийный срок хранения изделий – не менее одного года со дня отгрузки оконного блока изготовителем. Аналогичный норматив (ст. 12.5) сохранился и в «осовремененном» ГОСТ 23166-2021. Это что касается хранения. Вопрос: где и у кого?
В СССР действовал ГОСТ 22352-77 «Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения». Согласно этому документу устанавливались два вида гарантийных сроков: гарантийный срок хранения и гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийная наработка. Гарантийные сроки эксплуатации и хранения измеряют в календарном исчислении: в годах, месяцах; гарантийную наработку – в часах, циклах, километрах и т. п. Очевидно, что ни гарантийный срок хранения, ни гарантийный срок эксплуатации не относятся к техническим (существенным) характеристикам оконных блоков.
В СССР гарантийный срок хранения исчисляли в календарном исчислении со дня изготовления продукции (ст. 3.3 ГОСТ 22352-77).
Гарантийная наработка для оконного блока характеризует безотказность оконных приборов и петель (циклы открывание/закрывание). По исходному ГОСТ 23166-99 и его модернизации ГОСТ 23166-2021 – норматив 20 000 циклов.
А когда начать и кто будет считать циклы для нормирования гарантийного срока эксплуатации? Естественно, считать должен будет тот, кто обитает в здании с окнами, в которых установлены оконные блоки. Шведов Н. В., как руководитель разработки ГОСТ 23166-99, по-видимому, четко понимал сложность с определением понятия «гарантийный срок эксплуатации» применительно к оконному блоку. Ему был известен ГОСТ 22352-77, по недоразумению, а скорее недомыслию исключенный из использования в РФ с 01.07.1997 г. Поэтому в ГОСТ 23166-99 вместо понятия «гарантийный срок эксплуатации» было использовано понятие «гарантийный срок службы оконных и дверных блоков». В ГОСТ 22352-77 (приложение 1) было сказано, цитируем:
«В разделе «Технические требования» предусматриваются общий срок службы или хранения, являющиеся показателями качества продукции. Эти сроки, как правило, более длительные, чем гарантийные». И действительно, действующий ВСН 58-88 (р) [3] в Приложении 3 «Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов» установил для оконных и балконных заполнений (т. е. оконных и балконных дверных блоков) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены):
– с деревянными переплетами в жилых зданиях 40 лет, в общественных 30 лет;
– с металлическими переплетами в жилых зданиях 50 лет, в общественных 40 лет.
А разработчики ГОСТ 23166-2021 по недомыслию использовали «гарантийный срок эксплуатации», дифференцированный в зависимости от того помещения, в котором будет установлен конкретный оконный блок, но не сказали как его нормировать, видимо, по незнанию. Однако в своем стандарте также нормировали циклы безотказности.
Представляется, что «гарантийный срок службы», как один из показателей надежности, присущий изделию, более соответствует ГОСТам вида ОТУ или ТУ.
Поскольку эксплуатация светопрозрачных ограждающих конструкций (окон и остекления балконов и лоджий) осуществляется не сама по себе, а исключительно в составе зданий и даже сооружений, то установление гарантийного срока эксплуатации светопрозрачных конструкций осуществляют на основе требований правовых документов. Гарантийный срок эксплуатации объекта после постройки и сдачи в эксплуатацию регламентируется Гражданским кодексом РФ, а именно:

Статья 755. Гарантии качества в договоре строительного подряда
1. Подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
2. Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
3. Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик.
4. При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков, указанных в пункте 1 статьи 754 настоящего кодекса, заказчик должен заявить о них подрядчику в разумный срок при их обнаружении.

Статья 756. Сроки обнаружения ненадлежащего качества строительных работ
При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 – 5 статьи 724 настоящего кодекса.
При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего кодекса, составляет пять лет.
По Федеральному закону № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» гарантийный период не может быть меньше 5 лет на объект долевого строительства. Период исчисляется с момента передачи дома. В законе прямо указано, что установленные гарантийные сроки являются минимальными и могут быть увеличены в договоре долевого участия в строительстве. К недостаткам самого здания относятся: дефекты стен, фасадов, подъездов; проблемы с несущими конструкциями; дефекты в оконных конструкциях и дверях. Заметим, что оконные конструкции включают в себя не только оконные блоки и нельзя рассматривать текущее состояние оконных блоков как элементов окна исключительно по нормативам стандартов на оконные блоки.
К тому же непонятно, кто и каким образом должен будет контролировать правила определения гарантийного срока эксплуатации и осуществлять контроль за их выполнением.

Статья 724. Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы
1. Если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей.
2. В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
4. В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
5. Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок (пункт 1 статьи 722) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.
6. К исчислению гарантийного срока по договору подряда применяются соответственно правила, содержащиеся в пунктах 2 и 4 статьи 471 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон или не вытекает из особенностей договора подряда.
Очевидно, что эксплуатация ограждающих светопрозрачных конструкций производится после завершения строительства и сдачи строительных объектов в эксплуатацию.
К тому же, заметим, определение ответственности заказчика, изготовителя, потребителя и эксплуатирующей организации при обнаружении несоответствия продукции требованиям НД выходит за рамки стандартизации светопрозрачных ограждений, а переходит в область отношений правовых.

Литература

1. ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
2. ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
3. ВСН 58-88 (р) Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования

Миков В. Л., к. ф.-м. н.
Черненко Е. Н.

Ошибка при вводе логина или пароля!