Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Отмена ГОСТа – шаг в никуда, или как бюрократ профессионалам «подсобил»

В сентябре этого года Председатель ассоциации строителей России господин Кошман отправил письмо в адрес Минрегионразвития РФ, в котором выразил полное недоумение по поводу издания двух приказов об отмене постановления Госстроя России «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» и межгосударственного стандарта «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам».

Письмо в полной версии можно найти на нашем сайте. В двух словах, там говорится о юридической неправомерности издания таких приказов и об их негативном воздействии на качество строительства и эксплуатации объектов.
Мы тоже решили разобраться в этой проблеме – быть может чиновники из министерства правы, а ассоциация строителей ничего в этом деле не понимает и эти документы только мешали строителям и существенно тормозили улучшение качества строительных объектов?
Первое, что бросилось в глаза – непонимание проблем энергосбережения и последствий для заказчиков и потребителей, вызванных подобным решением со стороны чиновников Минрегионразвития. Почему они так решили? 
Попробуем разобраться. На основании письма Минюста «об отказе в регистрации ГОСТ…» Минрегионразвития издает приказ о его отмене. При этом ранее изданным приказом Минюст сам себе запретил регистрировать ГОСТы и другие нормативные документы (приказ 217 пункт 15г от 14.07.99). Таким образом, письмо об отказе в регистрации говорит только о том, что Минюст и не должен был регистрировать ГОСТ. Так чем же руководствовался Минрегионразвития? Вот вам и юридическая коллизия (подборка всех документов размещена на нашем сайте и на сайте наших информационных партнеров).
Вот так наши чиновники пытаются с помощью бумаг управлять процессами строительной физики. Кстати, а с бумагами у них все в порядке? Имеется ли регистрация приказа Минрегионразвития в том же Минюсте? Без нее ведь этот приказ тоже недействителен! (Постановление Правительства РФ номер 40 от 26.01.05).
Особый интерес и подтверждение «высокой компетенции» Минрегионразвития РФ в строительной отрасли вызывает выступление лидера партии «Единая Россия» господина Грызлова, который считает, что «Итоги работы министерства плачевные. Необходимые нормативные документы не разрабатываются, также мы не видим программ по энергосбережению. Одно дело – рост тарифов, а другое – экономия тепла». Добавить можно только одно – программы по энергосбережению не только не разрабатываются, а даже те, которые уже есть и приносят реальную пользу, уничтожаются. Вот такой, мягко говоря, непонятный шаг в никуда и удивил профессионалов из ассоциации строителей России.
Вот реакция на приказ Минрегионразвития в Москве. Исторически столица идет впереди всей страны, в том числе и потому, что руководят этим городом больше профессионалы, чем чиновники. В Москве самый мощный и профессионально управляемый строительный комплекс в России, развитие и совершенствование которого направлено в первую очередь на улучшение качества строительных объектов, а значит, в конечном счете, на удовлетворение требований тех, кто будет использовать эти объекты – населения.
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы особое внимание уделял и уделяет вопросам внедрения в отрасли энергосберегающих технологий. Эта работа ведется не только на стадии изучения и внедрения, но и в виде последующего контроля за эффективностью применяемых технологий в режиме эксплуатации объектов в реальных условиях.
Монтаж оконных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ 30971-2002 был внедрен на объектах строительного комплекса Москвы весной-летом 2005 года. Вследствие этого, всего за год с небольшим количество жалоб на качество монтажа оконных блоков сократилось на 25%.
Зимой 2005 года была проведена проверка построенных зданий на предмет эффективности применения ленточных герметиков при монтаже оконных конструкций. Проверка проводилась при перепаде температур внутри-снаружи равном 40-45 градусов Цельсия и показала отсутствие дефектов монтажных швов в плане их продуваемости, промерзания, снижения температур на откосах ниже нормативных.
Исходя из этой и другой информации, положительно характеризующей использование системы монтажа по ГОСТ, Департамент градостроительной политики «не намерен снижать качество монтажа и будет и дальше руководствоваться»… его требованиями.

А как воспринял эту коллизию оконный рынок?

С момента введения (с 2003 года) рынок материалов для монтажа окон в соответствии с ГОСТ стремительно рос, появилось немало компаний, предлагающих такие материалы. Это значит, что технология и материалы были приняты рынком, а рынок – не бумага, а идеальный механизм, через который удовлетворяются запросы клиентов. И такие запросы возросли в разы, поскольку заказчики хотят получать за свои деньги добротный продукт, который прослужит не один десяток лет и не принесет в ближайшем будущем дополнительных расходов и проблем с переустановкой оконных конструкций.
В первую очередь это поняли те компании, которые особо щепетильно относятся к своему имени на рынке, особо тщательно хранят свой бренд и хотят, чтобы он был синонимом качественных услуг. Ради этого они пренебрегли небольшим повышением себестоимости монтажных материалов (а это всего около 200 рублей в расчете на среднее окно) и ввели такой монтаж в стандарт своих организаций. Проходящий сезон показывает, что таких фирм становится все больше, это очень хороший признак. Значит, качество и постоянство наконец начинают преобладать над желанием побыстрее урвать прибыль, а потом раствориться в море фирм-однодневок. Цивилизованные отношения берут верх.
А приказ Минрегионразвития? Как Вы думаете, кто им воспользовался в первую очередь? Конечно же те, кому безразличен конечный результат, кому проблематично думать и создавать ИМЯ в тот момент, когда можно зарабатывать на введении потребителя в заблуждение из-за его неосведомленности.
Ни одна уважающая себя компания с серьезным ИМЕНЕМ на рынке не восприняла приказ Минрегионразвития как руководство к действию потому, что создать такую фирму и управлять ею могут только профессионалы, а им свойственно думать и дано понимать, что чиновник не в силах отменить законы строительной физики.
И еще. Никто в этом министерстве не подумал, что, отменив ГОСТ и не предоставив ничего взамен, они вовлекают весь оконный рынок в полный хаос. Нет правил – нет нарушений. Ведь теперь можно не только не пользоваться монтажной пеной для уплотнения стыка и лентами для ее защиты и герметизации проема, но и анкерами! Забейте два гвоздя, залепите цементным раствором, и никто ничего вам не скажет, ну, кроме потребителя, конечно, но ведь это будет потом!

Послесловие…
Наши чиновники много раз отменяли те или иные приказы, положения, законы, даже целые отрасли. Это привело к тому, что мы имеем сейчас. Проблемы везде, куда ни глянь. Теперь можно строить здания, стены которого могут не задерживать тепло вообще, вставлять окна на два гвоздя, а монтажные швы при этом могут или отсутствовать, или быть сделаны, например, из газеты…

«Ассоциация строителей России»
121059, Москва, ул. Брянская, д. 5
(495) 721-1054
info@a-s-r.ru
www.a-s-r.ru

Министру регионального развития Российской Федерации В. А. Яковлеву

«О правомерности приказов Минрегиона России от 30.05.2006 г. № 64 и от 09.06.2006 г. № 70 об отмене постановлений Госстроя России»

Уважаемый Владимир Анатольевич!
Минрегионом России издано два приказа (от 30.05.2006 г. № 64 и от 09.06.2006 г. № 70) об отмене соответственно постановления Госстроя России от 02.09.2002 г. № 115 "О введении в действие межгосударственного стандарта «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия» и постановления Госстроя России от 02.02.1998 г. №18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений».
Указанные приказы Минрегиона России на наш взгляд не имеют под собой юридической основы по следующим основаниям. Они противоречат Пункту 3 Статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которая гласит: «Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера…», в то время как оба нормативных документа имеют обязательный характер, т. к. направлены на обеспечение безопасности.
Закон не дает права министерствам и ведомствам издавать (следовательно, и отменять) нормативные акты обязательного характера – согласно ст. 46 этого закона они будут действовать до принятия соответствующих технических регламентов, но не далее 2010 года. Фактически Минрегион России в данном случае превысил свои полномочия. Согласно п. 10.15 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 г. № 40, издаваемые Министром приказы имеют нормативный характер и подлежат в связи с этим обязательной регистрации в Минюсте России.
Другим аспектом издания этих приказов являются весьма значительные негативные последствия отмены указанных нормативных актов Госстроя России без замены их новыми, особенно касающихся теплозащиты зданий и сооружений. В частности, отмена постановления Госстроя России от 02.02.1998 г. № 18-11 будет означать разрешение на приемку в эксплуатацию объектов без установки приборов учета, контроля и регулирования тепла, горячей и холодной воды и газа, без соблюдения требований по тепловой защите зданий и сооружений, т. е. основополагающих технических требований, лежащих в основе модернизации жилого фонда, являющихся составной частью реформы ЖКХ в стране.
Отменен межгосударственный стандарт, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Минпромэнерго России, как национальный орган по стандартизации, об этом даже не оповещено, не говоря уже о необходимом согласовании. С целью обеспечения безопасности в строительстве, считаем необходимым исполнение Распоряжения Правительства РФ от 14 апреля 2006 г. № 0663, в котором Минрегиону России, Мипромэнерго России, Минюсту России поручено дополнительно рассмотреть вопрос об использовании в период до принятия соответствующих технических регламентов базовых строительных норм и правил (14 СниПов), действие которых направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, предложения о применении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области строительства, которые приняты до введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании».
В связи с изложенным, Ассоциация Строителей России считает целесообразным отменить вышеупомянутые приказы Минрегиона России.


Президент Н. П. Кошман
Ошибка при вводе логина или пароля!