Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


От чего зависит «успешность» производства, или почему автоматизация не всегда дает нужный результат?

Занимаясь разработкой программного обеспечения для оконного бизнеса и его внедрением на самые различные производства, специалисты компании «Бэндмастер» получили уникальную возможность, участвуя в их деятельности, сравнивать технические, организационные и многие другие параметры работы этих производств, и самое главное – их экономические показатели.

Анализ накопленного опыта позволяет ответить на многие интересные вопросы: почему производительность иной компании в разы больше, чем у других при меньшей занимаемой площади? Почему покупка дорогостоящего автоматического оборудования иногда приводит к увеличению производительности лишь на 20 – 30%? Почему одно производство работает как часы, а другое, практически такое же, страдает от сбоев и высокого процента брака?
«Успешность» производства закладывается на этапе его проектирования, а также при различных перестройках и реорганизациях. Одной из важнейших составляющих подобных процессов является автоматизация. Сразу следует отметить, что автоматизация далеко не всегда означает покупку дорогостоящей автоматической линии с производительностью в сотни изделий в смену. Практически любое производство, начиная от ручного, может быть в той или иной степени усовершенствовано при помощи установки нового оборудования или программного обеспечения, или того и другого. Может быть автоматизирована и работа офиса.
Автоматизация в широком смысле слова касается практически всех. В данной публикации мы хотели бы поговорить о проблемах автоматизации, которые часто являются, по сути, общими организационными проблемами производств, от решения которых зависит иногда жизнеспособность самого предприятия.
Главной проблемой автоматизации является то, что в этом процессе фактически участвуют в общем случае три стороны: поставщики оборудования, разработчики программного обеспечения и заказчики. Совместная слаженная работа этих трех сторон нужна предприятию на многих этапах его жизни: при первоначальном проектировании нового производства, на этапе практического создания линии и запуска ее в эксплуатацию, при проведении работ по автоматизации действующего цеха.
Теоретически весь процесс кажется достаточно простым: необходимо купить оборудование, установить управляющее ПО и запустить производственную линию. Однако на практике этот этап не приводит к ожидаемому результату, причем разобраться в сложном клубке возникающих затруднений и найти их причины удается далеко не всегда.
 

Рассмотрим в отдельности взаимодействие сторон, участвующих в автоматизации.
Наиболее просто, пожалуй, строятся взаимоотношения между заказчиками и поставщиками оборудования. Сам процесс монтажа и наладки оборудования довольно сложный и требует привлечения специалистов высочайшей квалификации. Однако в связи с тем, что поставщик, как правило, диктует свои условия и методы эксплуатации оборудования, запуск станков в работу также происходит по отработанной схеме.
Взаимоотношения между разработчиками оборудования и программного обеспечения носят преимущественно односторонний характер. Они заключаются в обеспечении разработчика программы данными о форматах файлов, протоколах обменов, синтаксисе сообщений и т. д. В принципе, при полноценной реализации подобной поддержки этого достаточно. Крайне редко разработчики оборудования идут на доработку оборудования под требования ПО или производственного процесса. Подобная практика чаще всего оправдана, поскольку в случае реализации индивидуальных доработок теряется важнейшее качество сложного оборудования – его унификация.
Тем не менее, как показывает практика, двусторонняя связь нужна. Примеры заданий для реализации полного набора действий, предоставленные программистами, и их проверка поставщиком оборудования не отнимет много сил, но добавит обеим сторонам уверенности в правильности своих действий. Зачастую организовать подобный несложный обмен просто некому. Стороны действуют в рамках обязательств перед заказчиком, и это взаимодействие, от которого во многом зависит беспроблемная эксплуатация оборудования в будущем, имеет место лишь на уровне неформального общения специалистов по внедрению ПО и наладчиков оборудования.
Наиболее сложной является работа руководителей предприятия с программистами в ходе внедрения программы на производство.
На приведенной выше схеме указаны проблемы, возникающие последовательно на различных этапах.
Основной причиной возникающих затруднений является то, что среди представителей компании-изготовителя окон, как правило, нет специалиста, который бы полностью владел всей информацией, необходимой для внедрения.
Специалисты по внедрению вынуждены получать информацию по частям от различных сотрудников: технологов, менеджеров, специалистов по закупкам и т. д., которые, к сожалению, не располагают для этого достаточным количеством времени. В связи с этим получаемая информация носит фрагментарный и бессистемный характер.
Часто вопросы, касающиеся перехода на новые технологии работы предприятия в связи с внедрением ПО, вообще не могут быть четко сформулированы представителями производства. Однако подготовка технического задания на внедрение становится возможной только после определения схемы работы с программой, то есть фактически разработки нового порядка работы всего предприятия. Во многом это является ключевым моментом, определяющим в будущем результат использования внедряемого ПО. Конечно же проблема решается. Но готовы ли к этому люди, вынужденные заниматься данной работой? Опыт работы на оконном производстве по одной устоявшейся схеме не гарантирует успех при разработке новых схем работы, да еще с использованием новых неизвестных средств. Не это ли является причиной того, что установка программы на производство очень часто носит характер эксперимента с неизвестным заранее результатом?
 

Учитывая все изложенное выше, несложно заметить, что проблемы автоматизации сводятся, по существу, к грамотному и комплексному планированию и организации процесса оснащения производства средствами автоматизации, причем делать это должны опытные специалисты, владеющие знаниями сразу в нескольких сферах:

  • Внедряемое программное обеспечение, его установка, настройка, возможности и ограничения
  • Оконное производство, его технология, применяемое оборудование
  • Организация работы сложного производственного комплекса, внутрицеховая логистика, принципы и практика построения поточного производства

В сложившейся сегодня схеме организации процесса автоматизации это звено отсутствует, поэтому очень часто возникают ситуации, когда сотрудники предприятия или сторонней компании вынуждены заниматься решением задач в областях, в которых они не являются специалистами. Так программисты, вольно или невольно, определяют порядок работы цеха, специалисты по оконному производству разрабатывают задание для программистов и т. д.
Учитывая растущие сложности современного бизнеса, оборудования и программного обеспечения, в процессе автоматизации должен появиться еще один участник – разработчик решений в области автоматизации, способный на профессиональном уровне предоставить услугу по разработке и реализации организационно-технических решений для производства.
Помимо собственно автоматизации специалисты в данной области, как нам представляется, могли бы оказать помощь и в других аспектах деятельности предприятия:

  • Подбор и размещение комплекта оборудования под запланированную производительность
  • Организация работы офиса, обучение сотрудников
  • Организация процессов внутрицеховой и транспортной логистики
  • Реализация «безбумажного производства»

Комплексное проведение грамотных организационных мероприятий в сочетании с использованием современного программного обеспечения и оборудования позволит на любом производстве «выжать» максимум из имеющихся ресурсов: площадей, оборудования и т. д.
О результатах работ, проводимых нами в этом направлении, и других предложениях читайте в публикациях, а также на нашем сайте.

Сергей Талдыкин, генеральный директор ООО «Бэндмастер»
Ошибка при вводе логина или пароля!