Наставничество – не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный метод обучения. Издавна молодые подмастерья, работая рядом с мастером, изучали профессию. Этот метод широко применяется и в настоящее время. Как правильно использовать эту полезную технологию обучения на рабочем месте? Какие проблемы могут возникать на пути его внедрения и как их решить?
На все эти вопросы в интервью ответил Евгений Кортунков, директор филиала ТБМ–Пенза, награжденный по итогам 2020 года дипломом «Наставник года» за подготовку квалифицированных кадров, которые стали директорами в ТБМ–Уфа, ТБМ–Ульяновск, ТБМ–Набережные Челны, ТБМ–Казань и ТБМ–Саратов.
– К сожалению, у меня наставника не было и все приходилось постигать самому, учась исключительно на собственных ошибках. И этот (не всегда положительный опыт) научил меня самому главному: сто раз перепроверь и только потом делай, а когда сделаешь – еще раз перепроверь! Очень напоминает циклы PDCA в Ката–проектах.
– Какие задачи приходится решать вам как наставнику?– Задач очень много: от знакомства нового руководителя с коллективом до обучения ценообразованию и работе с бюджетом филиала.
– Как выстраиваете обучение сотрудников? Для подготовки квалифицированных кадров, которые в дальнейшем могут стать руководителями, вы пользуетесь какими-то специальными программами?– Нет, никаких специальных программ у меня нет, только то, что доступно всем нам: почта, календарь, excel и CRM. Мои действия зависят от того, каким способом найма был принят сотрудник: внешним или внутренним. При внешнем найме мы гораздо больше времени уделяем работе с программным обеспечением (ПО) компании и изучению стандартов и бизнес-процессов в компании. При внутреннем – больше времени уходит на разработку стратегии филиала. Но в целом программа наставничества схожа.
Все 6 месяцев испытательного срока (ИС) я разбиваю на 4 блока и 4 командировки: первая поездка – это знакомство, обучение работе в ПО компании, проведение ознакомительных планерок с каждым сотрудниками филиала, составление плана работ на ИС. Вторая поездка: развивающие беседы с сотрудниками, поездки по клиентам, отработка навыков продаж. Третья поездка — это аудит полученных за 3 месяца знаний, отработка бюджета и составление плана продаж. И четвертый мой приезд посвящен подготовке к защите плана работ перед руководством компании.
Во всех моих командировках я постоянно общаюсь с коллегами из филиала, делюсь опытом, выслушиваю проблемы, и уже с новым руководителем филиала пытаемся их решить совместно. В среднем, за время ИС отрабатывается более 33 пунктов плана наставничества, который составляется мной заранее перед поездкой.
– Никаких волшебных таблеток я точно не посоветую, но учитывая, что филиал ТБМ–Пенза стал по итогам 2020 года лидером по управлению персоналом, могу с уверенностью сказать:
- Проведение всех собеседований по стандарту компании.
- Проведение развивающих бесед с сотрудниками филиала.
- Командообразующие мероприятия.
– По возможности, мы практикуем «обратные» командировки, когда ученик приезжает в Пензенский филиал, для того чтобы перенять опыт в уже рабочем филиале. И в одну из таких поездок в день приезда нового директора я серьезно заболел и не смог даже встретить гостя. Но мы устроили ему боевые три дня, когда ученик сел на мое место и руководил филиалом при помощи моего заместителя и моих сотрудников. Как сказал после этой командировки ученик: этот опыт точно не забудешь!
– Бывают ли моменты, когда покидает вдохновение, возникают ли сомнения в себе, как в наставнике? Как справляетесь?– Нет, такого точно не было. Новый ученик-руководитель – это как пазл, который сложится, если только скрупулезно над ним поработать. И собирать его нужно каждый день, а не раз в полгода.
– Случались ли за вашу практику острые моменты с сотрудниками? Как преодолели?– К сожалению, были. Зачастую новый директор приходит в филиал после определённого управленческого вакуума, и за это время у сотрудников копится огромное количество вопросов, которые они, конечно же, задают мне и не всегда решение данных вопросов лежит в моей компетенции. Но я никогда не конфликтую и всегда стараюсь предложить решение любой проблемы, даже самой острой.
– В чем, как вы считаете, секрет вашего успеха?– Никаких секретов: я люблю свою работу и люблю передавать знания, накопленные за 14 лет, своим ученикам. Тем самым я учусь сам и постоянно повышаю свой уровень. Вот и весь секрет.
– Какими качествами должен обладать успешный наставник?– Ответственность, целеустремленность, коммуникабельность.
– Как вы совершенствуете свои профессиональные умения?– От филиала к филиалу мне приходится поглощать огромное количество информации для обучения не только директора филиала, но и всех остальных сотрудников. Поэтому приходится быть постоянно в курсе всех изменений корпоративного ПО и новых стандартов.
– Что можете пожелать и посоветовать коллегам-наставникам?– Я уже успел обучить двух коллег основам наставничества, и они доказали свой опыт в работе с новыми руководителями филиалов. Самое главное – быть уверенным в себе и в своих силах! Путь в 1000 миль начинается с первого шага, делайте первый шаг, коллеги, и у вас все обязательно получится!