Каталог компаний
Поиск компании по названию
Расширенный поиск


Гильотина ускоряется

В статье «Гильотина пришла в движение» (выпуск №63) и в статье «Система стандартизации СПК и «регуляторная гильотина» (выпуск №62) был рассмотрен вопрос о цели и сути «регуляторной гильотины», представлены основные этапы реформы, порядок работы, основные законопроекты и ход проводимых работ. Работа продолжалась несмотря на ограничения и трудности, вызванные распространением вируса. И вот, как говорят военные, пришло время «Ч». В настоящей статье мы предлагаем информацию о проделанной за прошедшие полгода работе в данном направлении.
31 июля 2020 года были подписаны два федеральных закона:
  • от 31 июля 2020 г. №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
  • от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

С принятием этих законов с 1 ноября начался новый этап реформы контрольно-надзорной деятельности. Благодаря этой реформе, которая получила неофициальное название1 «регуляторная гильотина», многие правовые акты, которые касаются контроля и надзора бизнеса, будут отменены. А потом каждые шесть лет правовые акты станут заново переоценивать. Если они устареют или станут недейственными, то их отменят.
Эти два закона тесно связаны друг с другом, и российский бизнес ждал их принятия. Согласно им с 1 января 2021 года заработает новая система контрольно-надзорного законодательства. Грядущие обновления затронут почти все виды надзора, в том числе в области трудового законодательства, промышленной безопасности, природоохранной деятельности и санитарного надзора. Разберемся в чем суть новых законов.
Закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» запускает процесс постоянной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все, подпадающие под госконтроль и муниципальный контроль и надзор.

Одновременно он:
  • включит «регуляторную гильотину» для очистки правового поля от изживших себя и избыточных норм
  • даст законодателям своеобразную «регуляторную лупу» в виде набора правил, по которым будут разрабатываться, актуализироваться, отбираться и отменяться обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проверках в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы

Закон содержит определение понятия обязательного требования, определяет цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.

Закон «Об обязательных требованиях» гласит:

Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования).

Статья 2
1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право ЕЭС, положениями международных договоров РФ, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации.
3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Новые требования теперь можно будет принимать два раза в год – 1 марта и 1 октября. При этом нельзя будет вводить новые требования ранее 3 месяцев после дня их официального опубликования. Утвержденные обязательные требования могут действовать в течение не более 6 лет. То есть по истечении этого времени или в течение этого времени они также должны быть рассмотрены и переутверждены. Прописано также требование к контрольно-надзорным ведомствам о предоставлении на публичное обсуждение доклада о проведенной работе (статья 3).

Статья 4 закона гласит:

Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:
1) законность;
2) обоснованность обязательных требований;
3) правовая определенность и системность;
4) открытость и предсказуемость;
5) исполнимость обязательных требований.

Эти принципы раскрыты в последующих статьях закона (статьи 5 – 9).

Статья 5
1. Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее – охраняемые законом ценности).
2. Применение обязательных требований по аналогии не допускается.
3. Соблюдение принципа законности обеспечивается в том числе путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований.

Статьей 10 закона предусмотрены условия установления обязательных требований. Части 2 и 3 статьи 10 «Условия установления обязательных требований» касаются создания реестра обязательных требований и порядка его формирования, ведения и актуализации и вступают в силу с 1 марта 2021 года.
Закон об обязательных требованиях практически весь вступает в силу за исключением двух положений. Первое – это норма о новых сроках вступления обязательных требований в силу (один раз в шесть месяцев). И второе – создание реестра обязательных требований.
Его разработку сейчас ведет Правительство РФ. Реестр должен появиться к 1 марта 2021 года. Он создается для того, чтобы весь массив обязательных требований – новых и в том числе старых, которые «избежали» гильотины, – был заранее известен как бизнесу, так и контролерам. Это исключит случаи, когда инспектор приходит с проверкой о соблюдении требований, о которых предприниматель может даже не догадываться.
Новые требования будут появляться в реестре на специальном сайте сразу после вступления их в силу. А вот особый порядок исключения требований из реестра будет урегулирован после выхода соответствующего постановления правительства.
Особое внимание следует обратить на 15 и 16 статьи закона.
Реализации механизма «регуляторной гильотины» (отмене НПА, содержащих обязательные требования) посвящена отдельная статья закона.

Статья 15. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона («регуляторная гильотина»)
1. Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
2. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
3. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

5. С 1 января 2021 года в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, утверждаемые в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 года, за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Законопроекты, устанавливающие новые обязательные требования уже сейчас обсуждаются на сайте проектов нормативных актов и проходят оценку регулирующего воздействия на предмет, к каким последствиям может привести их реализация, и насколько целесообразны устанавливаемые ими требования. В новых реалиях каждый нормативный акт, содержащий обязательные требования, будет проходить такую процедуру.

Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Часть 1 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 февраля 2021 года.
3. Части 2 и 3 статьи 10 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2021 года.

1Напомним, что «Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №Пр-2724, поручениями Правительства Российской Федерации, и пунктом 1 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. №4714п-П36.
Закон регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Закон призван устранить недостатки действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе несистемность и пробельность регулирования, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием.
Правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется данным законом, а в случаях и пределах, установленных законом, – также иными федеральными законами, актами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Предусматривается обязательность принятия положений о каждом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Законом предлагается разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Устанавливается, что предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральными законами решений контрольно-надзорных органов, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий.
Законом предусматривается детальная процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнение предписаний и иных решений контрольно-надзорных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки.
В основу регулирования контрольно-надзорных мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также принцип недопустимости множественного контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица.
Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию данных подходов, является использование системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Согласно закону, выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты должны определяться на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при плановом контроле – категорией риска, при внеплановом – выявлением индикатора риска).
Законом предусматривается детальное регулирование процедуры государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора и других участников должны иметь процессуальное обоснование и совершаться в определенных законом процессуальных формах. Установлено, что контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства.
Важной гарантией соблюдения прав граждан и организаций являются положения закона о возможности признания результатов контрольно-надзорных мероприятий недействительными в случае грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, перечень которых зафиксирован в законопроекте. При этом в соответствии с законом после признания недействительными результатов контрольно-надзорного мероприятия повторное внеплановое контрольно-надзорное мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с прокуратурой, вне зависимости от вида контрольно-надзорного мероприятия и основания для его проведения. Это позволит исключить практику злоупотребления механизмами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в целях оказания давления на бизнес, ведения недобросовестной конкурентной борьбы.

А что даст принятие этих законов?

Подзаконные акты должны стать более понятными. Предприниматели и потребители смогут пользоваться единым реестром и получать из него актуальную информацию.
Отмена многих обязательных требований позволит существенно снизить административную нагрузку на бизнес. Предприниматели смогут более эффективно развивать свое дело, повысить качество производимой ими продукции и оказываемых услуг.
Таким образом, от проведения реформы смогут выиграть все: как бизнес, так и потребители.
Необходимо отметить, что первоначально реформа планировалась не такой глубокой, как сейчас.
Изначально регуляторная гильотина задумывалась с целью просто отсечь избыточные и устаревшие обязательные требования, многие из которых были попросту невыполнимы на практике. А затем, в ходе анализа действующей системы, было решено пересмотреть всю систему государственного регулирования в части обязательных и добровольных требований и систему контроля за их соблюдением. Эти решения нашли свое отражение в «дорожной карте» и поэтапности проведения реформы систем (см. статью «Система стандартизации СПК и «регуляторная гильотина»). Работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности была начата в 2016 году и продолжается в настоящее время.

Правительство продолжает работу по отмене устаревших требований

В соответствии с утвержденным планом мероприятий федеральными органами исполнительной власти продолжена работа по реформированию системы, разработаны законопроекты и приняты нормативные акты, в частности Правительством РФ принят ряд новых постановлений в рамках исполнения данного плана.
В статье «Гильотина пришла в движение» мы писали, что в рамках «регуляторной гильотины» Правительство РФ с начала года отменило более 8 тыс. устаревших обязательных требований для работы предпринимателей. По состоянию на начало сентября прекращено действие большинства нормативно-правовых актов, содержащих избыточные и устаревшие требования к бизнесу.
За прошедшее время правительством было принято еще несколько документов.
В их числе:
Постановление от 29 июля 2020 года №1136

Ряд нормативных актов и отдельных положений, содержащих требования по контролю в сфере строительства и ЖКХ, признаны утратившими силу и перестанут действовать с 1 января 2021 года. Такое постановление подписал председатель Правительства Михаил Мишустин.
Всего будет аннулировано более 30 документов, изданных с 2010 по 2020 год. В их числе – постановление Правительства об утверждении стандарта раскрытия информации управляющими компаниями. В нем указано, что такие организации должны публиковать отчеты и общую информацию о многоквартирных домах на официальном сайте, который определяет курирующее федеральное ведомство, а также на сайте регионального правительства или на собственном ресурсе. Однако этот документ фактически утратил силу. С 2017 года управляющие организации размещают информацию на сайте ГИС ЖКХ, руководствуясь жилищным кодексом.
Также отменяются 9 приказов Минстроя, в том числе регулирующих ведение реестра специалистов в области архитектуры и строительства и разработку проектной документации на объект капитального строительства. Эти акты либо содержат устаревшие требования, либо их положения дублируются в действующем законодательстве.
Ревизия норм российского законодательства, которую правительство проводит совместно с экспертным сообществом и представителями бизнеса, осуществляется в рамках механизма «регуляторной гильотины». Он предусматривает отмену необоснованных или устаревших надзорных требований для снижения регуляторной нагрузки в основных отраслях экономики.

Постановление от 31 июля 2020 года №1147

Субсидии на расширение жилищного строительства будут распределяться с учетом бюджетной специфики каждого региона.
Теперь 30% средств, заложенных в федеральном проекте «Жилье», будут получать территории с низким уровнем бюджетной обеспеченности (Ј0,75).
Постановление также предусматривает распределение средств на создание инфраструктуры сразу до 2024 года и позволяет расходовать больший объем субсидий на подключение домов к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Изменения, утвержденные правительством, помогут нарастить объемы строительства жилья и сделают его более доступным для граждан, расширят возможности территориального планирования, позволят своевременно оборудовать участки под застройку инженерными сетями.
По указу президента о национальных целях развития объем жилищного строительства к 2030 году должен достичь не менее чем 120 млн кв. метров. Федеральный проект «Жилье» направлен на достижение именно этой цели.
Постановление от 15 сентября 2020 г. №1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»
В России внедряется новый градостроительный подход с использованием информационной модели – Building Information Model (BIM). Применение этой технологии позволит отслеживать состояние объекта на протяжении всего жизненного цикла, будет способствовать улучшению качества строительства, поможет снизить риски серьезных ошибок и потерь при реализации масштабных проектов.
Внедрение информационных моделей объектов – один из элементов цифровизации строительной отрасли. Само понятие BIM появилось в градостроительном кодексе в 2019 году. Информационная модель представляет собой совокупность сведений, документов и материалов, которые собираются на всех этапах «жизни» объекта – от возведения и эксплуатации до реконструкции и сноса. Информация формируется в электронном формате. Сбором данных занимается застройщик, технический заказчик объекта или тот, кто отвечает за его эксплуатацию.
Постановлением утверждаются правила формирования и ведения информационной модели, а также состав включаемых в нее сведений. Например, на этапе строительства – это помимо прочего реквизиты выданного разрешения. На этапе эксплуатации – документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта. На этапе сноса – результаты обследования объекта.
Постановление от 29 сентября 2020 г. №1563 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Постановление от 1 октября 2020 г. №1572 «О внесении изменений в приложение №10 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Постановление от 1 октября 2020 года №1580 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»
Правительство приняло решение продлить срок действия аттестаций и лицензий в некоторых видах деятельности. Это делается для того, чтобы сохранить нормальный режим работы организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и снизить возможные издержки.
Так, деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов и работа, связанная с применением взрывчатых материалов промышленного назначения, будет возможна без переоформления лицензии до 1 января 2022 года.
Продлевается имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности, а также по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и в сфере энергетики, она считается действующей до 1 июля 2021 года.
До этой же даты откладываются проверки знаний в области охраны труда, требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения. Постановление также предусматривает, что Минтранс во время режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации по согласованию с профильными ведомствами вправе устанавливать особый порядок проведения предполетного медицинского осмотра при выполнении особо важных рейсов.
Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 3 апреля 2020 года №440.

Постановление от 16 октября 2020 г. №1698 «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»
Распоряжение от 15 октября 2020 г. №2662-р «1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Экспорт товаров и услуг» (далее – план). 2….»

«Нож гильотины» в руках Минтруда

Минтруд планирует в рамках реализации «регуляторной гильотины» сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%. Таким образом, вместо 1091 НПА мы будем оперировать всего 73.
Минтруд разработал перспективную модель нормативного регулирования в сфере охраны труда с целью снижения регуляторной нагрузки на работодателей, а также снижения травматизма, сохранения жизни и здоровья работников и определил задачи для достижения каждой цели.

Уже в июле 2021 года должен начать действовать новый документ, регламентирующий порядок обучения. Вместо типовых отраслевых норм (ТОН) выдачи средств индивидуальной защиты должны разработать единые нормы, в которых используется совершенно иной принцип подбора спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В соответствии с новым подходом ориентироваться мы будем не на профессию работника, а на опасности, которые существуют на его рабочем месте.
Вместо 113 правил по охране труда будут действовать всего 48. Причем без изменений сохранятся те из них, что приятны в период 2012 – 2019 гг.
Произойдет полная отмена всех 725 типовых инструкций и принята единая структура инструкций по охране труда. И Минтруд уверяет, подкрепляя статистикой, что введение современных правил положительно сказывается на снижении травматизма. Ниже представляем динамику снижения производственного травматизма после принятия отдельных правил по охране труда (год принятия отмечен*).

Совершенствование нормативной базы строительной отрасли

Правительство продолжает курс на постепенную отмену части обязательных СНиПов. Еще около 3 тысяч из них переведут в статус рекомендательных в течение двух месяцев. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Мы первым этапом отменили 3 тысячи норм, перевели их в рекомендательный характер. Сейчас мы подготовили еще порядка 3 тысяч норм и буквально в течение ближайших двух месяцев полностью пройдем все согласования. Мы эти согласования сейчас запустили. Итого будет более 6 тысяч норм из 10 тысяч, которые станут рекомендательными», – сказал Хуснуллин (РИА Новости).
Обязательные для исполнения строительные нормы и правила содержатся в так называемом «перечне 985» (Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Минстрой уже опубликовал для общественного обсуждения поправки к перечню, в которых в число рекомендательных переводятся 254 требования в 40 ГОСТах и СП. Больше половины из них – в области пожарной безопасности.
Однако поскольку стандарты продолжают обновляться, пересмотр перечня 985 теперь должен стать регулярным. Кроме того, эти изменения приведут к корректировке программы национальной стандартизации (ПНС). Об этом в следующей статье.
За прошедший период в рамках реформы вышло несколько приказов Минстроя РФ, в их числе:
Приказ от 28 сентября 2020 г. №545/пр. «О признании не подлежащими применению некоторых актов и документов Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу»
Приказ от 6 октября 2020 г. №592/пр. «О признании не подлежащими применению постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. №15/1, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №220 и признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. 294/пр.»
Приказ от 15 октября 2020 г. №625/пр. «О признании не подлежащим применению Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. №10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных»
Приказ от 25 ноября 2020 г. №722/пр. «О признании не подлежащим применению Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 2 марта 1984 г. №107 «Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов»
Из всего вышесказанного следует, что мы живем в период серьезных, можно сказать «кардинальных», перемен в жизни нашего общества. Вопрос в том, как мы пройдем этот важнейший этап нашей жизни.
Наверняка вам попадалась на глаза китайская мудрость – предостережение: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но мало кто знает, что это лишь часть фразы и полный вариант гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Но если уж так случилось, то дай вам Бог воспользоваться новыми безграничными возможностями!»

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 02.12.2020.

Черненко Е. Н., Миков В. Л., к. ф.-м. н.

Ошибка при вводе логина или пароля!